Тотемизм в России зародился в период язычества и продолжает существовать в некоторых формах до сих пор. Восточные славяне – предки современных россиян – возводили в культ и одухотворяли леса, рощи, отдельные классы деревьев. Северные районы современной России кое-где все еще хранят свой архаичный культ березы. Как говорит предание, на месте, где когда-то давно славяне приносили жертвы своим тотемам-предкам березам, теперь построили город Белозерск. А местность в Приднепровье готова похвастать культом дуба, остатки которого были обнаружены повсеместно на пути «из варяг в греки».
Летописцы и иностранные заезжие отмечали, что многие представители древней Руси даже приносили дубам в жертву птиц, быков и продукты питания. Неудивительно, что культ дуба перерос в божественный, породив божество, воплощенное в дереве. Подобные священные дубы произрастали в рощах, однако наиболее священными считались такие дубы, которые стояли одиноко на горе или возвышенности. Благословенными предками-тотемами считались и те дубы, в которые попала молния. На стволах деревьях изображали лицо бога-предка, его характерные черты. Это говорит о том, что своих тотемных предков, кровных родственников славяне считали полулюдьми-полурастениями или полулюдьми-полуживотными.
Не следует забывать и о культе животных предков, который является особенной формой тотемизма восточных славян и предков россиян. Подобные звериные культы наблюдаются даже в ранних христианских учениях в период десятого-одиннадцатого века на Руси. Предки верили в то, что когда-то давным-давно их родители и деды получили на свой род определенный тотем – священное животное. Это животное являлось пращуром для всего рода, то есть, его физическим предком. Это не обожествляет тотемное животное, в отличие от подобных религиозных форм в иных частях мира. Русские считали тотемное животное исключительно своим предком в физическом смысле, а не предполагали возможности реинкарнации и существования души современного человека в теле животного. Тотемное животное считалось покровителем и защитником.
В роли тотемных животных у предков россиян выступали волки, псы, медведи, лоси и другие. Подобные животные, которые могли повстречаться на территории Руси, и становились тотемными. Культы тотемных животных на территории сибирской части России, а также на границе с Белоруссией сохранялись вплоть до двадцатого века, и даже на сегодняшний день в некоторых глухих деревушках можно найти подобные верования. Существовали племена и деревни, к примеру, которые считали своим предком волка. В их социальной группе существовало табу на произнесение имени тотемного животного, поэтому его называли «лютым», а также придумали самоназвание – лютичи. Культ и поклонение животному оказывали в день зимнего солнцестояния, когда мужчины деревни переодевались в волчьи шкуры, отождествляя себя таким образом со своим предком. В таком виде они танцевали вокруг костра и совершали любовные действия с женщинами. Подобным образом люди встречали весну, сродни этому и культы медведя, иных животных.