МАРС (МАВОРС, МАРСПИТЕР)

1. Римский бог, один из древнейших богов Италии и Рима, входил в триаду богов, первоначально возглавлявших римский пантеон (Юпитер – Марс – Квирин).

«Первоначальная природа» Марса неясна: его считают и хтоническим божеством плодородия и растительности, и богом дикой природы, всего неизвестного и опасного, находящегося за пределами поселения, и богом войны.

Как божественный отец Ромула, Марс считался родоначальником и хранителем Рима. Символом Марса было копье, хранившееся в жилище царя – регии, где также висели двенадцать щитов, один из которых (Анкил) упал с неба как залог непобедимости римлян, а одиннадцать его копий по приказу царя Нумы были сделаны, чтобы враги не могли распознать и украсть подлинник. Полководец, отправляясь на войну, приводил в движение копье и щиты, взывая к Марсу. Предзнаменованием страшных бед считалось самопроизвольное движение щитов. Хранителем этих святынь была жреческая коллегия салиев, выносивших на праздники Марса двенадцать щитов и исполнявших в честь божества воинские пляски.

В поздней традиции Марс стал исключительно богом войны и как таковой был отождествлен с греческим Аресом. Женой Марса считалась, по Авлу Геллию, отождествлявшаяся с Венерой и Минервой богиня Нерио, или Нериене, первоначально «Доблесть Марса».

В честь Марса получил свое название месяц март.

2. Божество римского пантеона, воспринятое континентальными и островными кельтами. Юлий Цезарь в «Записках о Галльской войне» упоминал о том, что галлы, среди прочих богов, покоряются и Марсу, которому перед началом решительного сражения обыкновенно посвящают будущую военную добычу, а после победы приносят в жертву все захваченное живым. Впрочем, на кельтской почве Марс отчасти утратил воинственность и трансформировался из бога войны в бога покровителя племени – каковым, кстати сказать, он изначально и был в пантеоне италиков, пока не приобрел черты греческого Ареса. Схолии к поэме Лукана «Фарсалия» отождествляли Марса с Тевтатом.

Вас может заинтересовать:  ТЕСЕЙ (ТЕЗЕЙ)

В южной Галлии поклонялись Марсу Альбиориксу и Марсу Набелку, в других районах – Марсу Катуриксу (эпониму племени катуригов), Марсу Ригонеметию, Марсу Финесию, Марсу Воросию, Марсу Смертрию, Марсу Сегомо. Культ Марса Камулоса в Британии и на континенте подразумевал поклонение этому божеству как богу войны. Марс Короциак, которого почитали в восточной Британии, изображался в доспехах и верхом на коне.

Марсу Лению, богу целителю племени треверов, поклонялись вместе с богиней Анкамной. В Трире, на берегу Мозеля, было обнаружено святилище Марса Ления, врачевателя и защитника. Марс Луцетий почитался в Британии и на континенте; на алтаре из Бата он изображен вместе с богиней Сулис. Культ Марса Муллона был распространен в Бретани и Нормандии, а в британском Сомерсете почитался Марс Ригисамус («король королей»).

Вероятнее всего, эпитеты Марса – это имена древних кельтских божеств, с которыми в эпоху римской экспансии был отождествлен бог войны «народа квиритов».