МОЙРЫ

Греческие богини судьбы. По разным источникам, Мойр либо одна, либо трое (последнее – наиболее распространенный вариант). Имена Мойр – Лахесис («дающая жребий»), Клото («прядущая») и Атропос («неотвратимая»); Лахесис назначает человеку жребий еще до рождения, Клото прядет нить его судьбы, а Атропос неумолимо приближает будущее.

Платон в своем трактате «Государство» описывает устройство загробного мира. По его словам, на веретене Ананке, богини необходимости и матери Мойр, «сидят, каждая на своем престоле… Мойры… во всем белом, с венками на головах… Лахесис воспевает прошлое, Клото – настоящее, Атропос – будущее. Время от времени Клото касается своей правой рукой наружного обода веретена, помогая его вращению, тогда как Атропос своей левой рукой делает то же самое с внутренними кругами, а Лахесис поочередно касается рукой того и другого».

Хотя Мойры – богини судьбы, в мифах не раз подчеркивается, что судьбы определяет и решает сам верховный бог Зевс. Так, у Гомера он взвешивает человеческие судьбы на золотых весах; вдобавок Зевса нередко именуют Мойрагетом, то есть «водителем мойр». Однако, по замечанию Павсания, Зевс лишь «знает человеческие дела и все то, что назначили Мойры».

Гесиод приписывает Мойрам (наравне с Керами) кровожадность и подчеркивает в их облике когтистые лапы, которые они запускают в тела раненых на поле битвы.

В римской мифологии Мойрам соответствуют парки.