Кто бы что ни говорил, три авраамические религии – иудаизм, христианство, мусульманство – не охватывали и не охватывают большинство верующих людей Земли. Индия, Китай, Юго-Восточная Азия, то есть более половины населения мира, ориентируются преимущественно на разные формы язычества, исповедуя традиционные верования и религии, сложившиеся на их основе.
Едва ли ктото усомнится, что сегодняшняя Япония – одна из ведущих высокотехнологичных держав мира с очень сильными экономикой и наукой. Между тем, в этой стране признана и имеет высокий государственный статус исконная японская духовность – языческая вера Синто. Её гармоничные храмы, посвящённые природным стихиям, стоят в живописнейших уголках страны. Синтоизм мирно уживается с другой официальной, хотя и пришлой религией – буддизмом (возникшим из индуизма).
В столь же благополучной и ухоженной, как Япония, Исландии действует евангелистская лютеранская церковь. Хотя лютеран много, есть здесь и церковь католическая, а также несколько других конфессий. Между тем уже немало лет назад как вторая государственная религия получила признание природная вера «Асатру» (первая современная зарегистрированная община одинистов действует в Исландии официально с 1973 года). В переводе с древнеисландского Асатру буквально означает «вера в богов». Она известна также как Одинизм (по имени Одина – верховного бога древнегерманского пантеона) и Трот (Troth – «вера» или «верность»). Культ Асатру уходит глубоко корнями в северогерманскую традицию (a). На рубеже веков эта вера возвратила себе официальное признание также в Дании и Норвегии.
По пути признания государством природных верований пошла и некогда католическая Литва. Попытки возродить старую веру предпринимались в течение всего XX века. Лишь в 1992 году официально зарегистрирована организация современных балтийских язычников под названием «Ромува». В октябре 2002 года, спустя 600 лет после крещения, в этой стране появился свой Кривис (верховный жрец) (b). На «инаугурации» Верховного жреца присутствовали члены парламента и другие официальные лица.
С начала 1990х годов в России также наблюдается возрождение дохристианских традиционных (языческих) верований и народных обрядов, складывание «центров притяжения» приверженцев природной веры.
Корни этого возрождения – во внимании блестящих русских и советских учёных и мыслителей XIX–XX веков к народным традициям, искусству, ремёслам (c).
В годы советской власти сохраняется устойчивый интерес к дохристианской религии и народным обычаям, свидетельством чему многочисленные этнографические записи с русского Севера (М.М. Коргуев, А.Н. Нечаев и др.), Урала (П.П. Бажов) и т. п., а также их популярные переработки (А.Н. Толстой).
В конце 1930-х – начале 1950-х годов в СССР на самом высоком правительственном уровне приходят к целесообразности использования архетипических языческих символов в целях контрпропаганды (считая идеологическими противниками как христианство, так и германский оккультизм) (d).
В годы войны и послевоенный период возрождается традиционный культ Победы и оружия, отголоском которого стали знаменитые монументы – памятники вооружённым мечами русским воинам-победителям и освободителям в Сталинграде, Киеве, Берлине. Наконец, одновременно с возрождением языческого обряда кремации вместо православного трупоположения, по всем городамгероям России и странам освобождённой Европы вспыхивают священные неугасимые костры. Как и тысячу лет назад, народ чествует ушедших в мир иной у поминальной крады – Вечного огня. Мы до сих пор раз в год всей страной по сути совершаем самый настоящий обряд у этого Огня, приносим языческие требы и ставим почётный караул, охраняющий священное пламя от посягательств. Вероятно, всё это было не случайно. Закономерным стало и возвращение в число традиционных государственных праздников Нового Года с языческим обрядом украшения вечнозелёного Мирового древа.
В 1960–1980е годы выходят переводы сохранившихся священных политеистических текстов и эпоса индоевропейских народов с подробными комментариями специалистов. Недостаток первоисточников о славянской политеистической культуре компенсируется повышенным интересом к античной, ведической и эддической традициям. В 1990-е годы переиздано и затем продолжено Полное собрание русских летописей, а также дореволюционные изыскания подвижников традиции славян и их ближайших соседей.
Появляются многочисленные исторические и фантастические литературные произведения, основанные на языческой традиции.
Немалую роль в становлении языческого движения на постсоветском пространстве сыграли книги выдающихся исследователей традиции славян и Руси Б.А. Рыбакова, Н.И. Толстого, В.В. Седова, А.Г. Кузьмина, О.Н. Трубачёва (e) – к сожалению, ныне уже покойных.
Всё это уже с конца 1980-х годов привело к рождению языческих групп, жадно вбирающих в себя знания. Одновременно в образовавшуюся идеологическую пустоту после развала Советского Союза устремилась Русская православная церковь, навязчиво распространяя мнение о православии как единственно возможной и исконной русской вере. Но это утверждение, мягко говоря, не соответствует истине и не отражает действительной глубины и сложности духовной жизни русского и других народов России. Это просто обман.
Мы видим, как набирает силу языческая вера поволжских народов и татар, в том числе Тэнгри. Республика Марий Эл – единственный пока субъект Российской Федерации, где жрецы марийского языческого культа «Чи Марий» вполне официально признаны наследниками финноугорской Природной веры. В Чувашии развивается этническая вера Сувар. В Туве расцветают шаманские культы…
Даже за народами Крайнего Севера уже признано право на свою собственную религию. Увы, беспристрастный анализ убеждает: русские – самый многочисленный народ Европы – таким правом не обладают, их исконные традиционные верования и обычаи не защищены законами собственной страны!
Тем не менее, вопреки упорно распространяемому утверждению о противостоянии русских язычников православной церкви и возбуждении нами шовинистических настроений среди населения, значительная часть организованных языческих групп исповедует взгляды, направленные на объединение народов России, и религиозную терпимость. На это однозначно указывают документы влиятельного объединения последователей дохристианской Традиции – Круга Языческой Традиции (основан в марте 2002 года) (f). Ныне он уже объединяет несколько десятков групп из разных городов России и Украины. Первому Съезду Круга (см. Приложение 2) в первом чтении и представлен настоящий Манифест.