Вавилонская космогония

Вопрос о том, как возник мир, вставал перед всеми древними народами. Появлялся он и у древних обитателей Двуречья.

Самый пространный рассказ о сотворении мира, дошедший до наших дней, содержится в культовом эпосе «Энума элиш» («Когда вверху…»), который посвящён вавилонскому богу Мардуку.

Когда вверху небо названо не было,

Суша внизу не имела названия.

Апсу первородный, всё сотворивший,

И матерь Тиамат, что всё поролила,

Воды свои воедино мешали…

Тогда в нелрах заролились боги…

Итак, в начале мира был хаос солёных вод — Тиамат и пресных — Апсу, в котором зародились боги. Явились Лахму и Лахаму (быть может, Грязь и Илистые отмели). За первой парой богов последовала вторая — Аншар (Небесный круг) и Кишар (Земной круг). Потом бог Апсу сотворил бога Энки (Эа). Появляются и другие боги.

Толпой собираются сородичи-боги,

Тревожат Тиамат, снуют, суетятся,

Чрево Тиамат они колеблют

Буйным гамом в верхних покоях,

В Апсу не утихает их гомон.

Разбуженный шумом, Апсу по подсказке советника Мумму решает уничтожить богов, но всеведущий Эа находит выход.

Заклинание святое сотворил премудро,

Повторил громозвучно, отправил в Воды.

Излилась дремота, сном окружила —

Апсу усыпил он сном излиянным.

Цепененье охватило советника Мумму.

Эа убил Апсу, пленил Мумму и сотворил себе покои, названные «Апсу».

Там с Дамкиной, с супругой, возлёг Эа в величье,

В покое судеб и предначертаний

Бог зачал мудрейшего из мудрых,

В «Апсу» зарождён был Мардук…

Он ростом велик, среди всех превосходен,

Немыслимо облик его совершенен —

Трудно понять, невозможно прелставить:

Четыре глаза, четыре уха!

Уста раскроет — из уст его пламя!

Овдовевшая Тиамат, супруга Апсу, решает отомстить богам. Она создаёт полчище чудовищ, во главе которых ставит Кингу, и вручает ему «таблицы судеб», определяющие движение мира и мировых событий. Вид и мощь воинства Тиамат наводят страх на богов. Только юный Мардук дерзает выступить против них, но ставит перед старейшими богами свои условия:

Вас может заинтересовать:  Развитие древнемесопотамской религии

Если я мстителем за вас стану,

Чтоб Тиамат осилить и спасти ваши жизни, —

Соберите Совет,возвысьте мой жребий…

Моё слово, как ваше, да решает судьбы!

Неизменным да булет всё то, что создам я!

Боги согласны на всё.

Дали жезл ему, трон и царское платье,

Оружье победное, что врагов поражает…

Друг на друга пошли Тиамат и Мардук…

Ринулись в битву, сошлись в сраженье…

Пасть Тиамат раскрыла — поглотить его хочет,

Он вогнал в неё Вихрь — сомкнуть губы она не может…

Её тело раздулось, её пасть раскрылась.

Он пустил стрелу и рассёк ей чрево,

Он нутро ей взрезал,завлалел её серлием…

Увидев гибель Тиамат, её воинство обратилось в бегство, но Мардук пленил их, а Кингу убил и забрал «таблицы судеб», «что достались тому не по праву». Затем Мардук возвращается к поверженной Тиамат.

Рассёк её тушу, хитроумное создал.

Разрубил пополам её, словно ракушку.

Взял половину — покрыл ею небо.

Слелал запоры, поставил стражей —

Пусть следят, чтобы не просочились воды..

Размеры «Апсу» измерил Влалыка,

Отраженье его — Эшарру создал,

Эшарру, кумирню, что поставил на небе,

На небе Мардук устроил богам стоянки.,

Он устроил стоянки богам великим.

Звёзды-планеты, подобья богов, он сделал.

Он год разделил — начертил рисунок.

Двенадцать месяцев звёздных расставил он по три…

С обеих небесных сторон открыл он ворота…

Дал сияние Месяцу — хранителю ночи…

Он поставил главу Тиамат, гору на ней он насыпал.

Тигр и Евфрат пропустил он сквозь её очи..

Так создавал он небо и землю…

Затем он назначил свои ритуалы, установил свои обряды… И наконец по плану Мардука боги творят человека:

Вас может заинтересовать:  Формирование и развитие вавилонского пантеона богов

Кровь соберу я, скреплю костями.

Создам существо, назову человеком.

Воистину я сотворю человеков,

Пусть служат богам, чтоб те тдохнули,

На крови Кингу «людей сотворил он.

Дал им бремя божие, богам же — отдых . Кончается эпос рассказом о сотворении храма Эсагила и Вавилона (буквальный перевод названия этого города — Врата бога).

Так представляли происхождение мира вавилоняне в конце II—I тысячелетия до н. э. Картина творения не очень полная, о многом эпос умалчивает, но других, более подробных текстов, увы, нет.