По одной из версий подземное царство месопотамцы называли «Кур». Проникнуть в Кур можно было, лишь преодолев «поглощающую людей реку», через которую переправлял на лодке перевозчик, «человек лодки». Образ лодочника — проводника душ, впервые появившийся в мифах Двуречья, был впоследствии воспринят этрусками, римлянами, греками, где получил имя Харун (Харон).
Подземный мир представлялся древним месопотамиам городом, надёжно обнесённым семью стенами. В него вели семь врат, следующих друг за другом. Привратник Неду (или Нети) всегда держал врата на запоре: отчасти для того, чтобы не пускать нежелательных посетителей, но главным образом, чтобы никто из обитателей не мог покинуть подземный мир.
Умерший, попадая в подземный мир, должен был прежде всего принести дары и жертвы семи подземным божествам, чтобы заручиться их поддержкой. Около каждых врат умерший снимал с себя какое-либо украшение или одежды. Пройдя все семь, он представал перед Эрешкигаль — супругой правителя подземного царства Нергала. По одной из версий — обнажённым, как это было с богиней Инанной, попавшей в подземный мир.
В подземном царстве имелась «судейская коллегия» Ануннаков. Иногда на ней председательствовали боги, явившиеся из верхнего мира: например, бог Солнца (по ночам) или бог Ауны (в период новолуния). Они объясняли умершему законы и нравы Кура и определяли его дальнейшую судьбу. После чего он отправлялся в одну из областей подземного мира. Здесь его приветствовали другие обитатели, чтобы он мог почувствовать себя как дома.
В подземном царстве существовали особые нормы поведения: держаться тихо, не привлекать к себе внимания одеждой й украшениями, стараться не выказывать своих чувств. Человек продолжал заниматься в подземном царстве тем, чем он занимался в земной жизни. Так, жрецы были обязаны выполнять все ритуалы, что и при жизни.
Проходили первые дни и до умершего начинали доходить «жалобы Шумера». Они повествовали о том, что умерший не успел сделать дома — посеять поле, достроить дом, родить сына и т. д. В особом случае тени мёртвых могли на время «подняться» на землю. В основном этим правом пользовались цари, боги. В эпосе о Гильгамеше тень Энкиду поднималась из Кура, чтобы увидеть своего друга Гильгамеша и побеседовать с ним. Можно выбраться из «страны, откуда нет возврата» и если найти себе замену. Так, богиня Инанна нашла её, оставив в подземном царстве своего супруга Думузи.
Хотя Кур предназначался для смертных, в нём пребывало немало бессмертных богов. Об этом рассказывает поэма «Сотворение бога Луны», где говорится об изгнании бога Энлиля в подземное царство.
В шумерских и аккадских сказаниях смерть — великое и неизбежное зло, «тьма», которой нельзя противостоять. Об этом прекрасно сказано в поэме «Смерть Гильгамеша». Но постепенное месопотамской мифологии появляется новый мотив — бессмертие, правда не физическое, а духовное. Человек умирает, но он бессмертен в своих делах и заслугах. С этим связано и новое представление о градации страданий в земном мире. С теми, кто имел большие семьи, кто пал на поле битвы, кто достойно прожил жизнь, в подземном царстве обращаются лучше, чем с остальными. Если в более ранних мифах тени умерших бродят во тьме без еды и пищи, то в более поздних — праведные начинают еду и воду.