Уже в древнейшую эпоху в связи с объединением общин и образованием первых государств складывается обособленное сословие жрецов. Вавилонское жреческое сословие всегда имело в своих руках высшую власть. Жрецы являлись посредниками между богами и людьми, учителями и покровителями науки и хранителями священных писаний. Только они обладали тайной магических действий, поэтому с течением времени их господствующее положение и роль в обществе увеличивались. Происходили они обычно из знатных фамилий. В каждом городе они образовывали замкнутую касту, используя то, что жреческое звание было наследственным.
Одним из ритуальных требований, предъявлявшихся к кандидатам в жрецы, было требование, встречающееся во многих религиях,— не иметь физических недостатков.
Наряду с жрецами существовали и жрицы, а также храмовые прислужницы. Многие из них были связаны с культом богини любви Иштар, практиковали храмовую проституцию (иеродулы) и предавались оргиастическим культам. С другой стороны, той же Иштар служили жрецы-евнухи, носившие женские одежды и исполнявшие женские пляски.
Основным источником существования жречества служили жертвоприношения. Доходы храмов в Вавилонии и Ассирии были четко регламентированы. Из храмовых архивов, а также из упоминаемых в контрактах поставок для храмов можно судить, с какой точностью велась их бухгалтерия. Добровольные жертвы отличались от постоянных.
На древних печатях-цилиндрах изображены разнообразные сцены жертвоприношений, совершаемых вавилонскими жрецами. Жрецы на них представлены стоящими перед изображением божества или ведущими за руку приносящего жертву царя. Перед совершением богослужебных действий они должны были подвергаться особенным очистительным церемониям.
Жрецы воспитывали себе преемников в собственных школах. Поэтому жреческие традиции в различных городах отличались одни от других. Наряду с жрецами в надписях упоминались также и низшие служители при храмах. На них возложены были заботы о внешнем благоустройстве и содержании храма и храмовой утвари.
Почти все жрецы были в то же время учеными. Они одни владели знаниями, необходимыми для ведения организованного ирригационно-земледельческого хозяйства. Чтобы следить за сезонными разливами рек, необходимо было систематически наблюдать за движением небесных светил. Поэтому в Вавилонии очень рано развилась астрономическая наука. Наблюдения велись жрецами с высоты их ступенчатых башен-храмов — зиккуратов, самым знаменитым из которых была Вавилонская башня.
Проведение регулярных астрономических наблюдений позволило жрецам составить довольно точные календари. В них четко обозначались дни, которые считались несчастными. В частности, таким днем считали субботу. Важное значение имели дни изменений фаз луны. Величайшим праздником был праздник солнечного поворота, или нового года.
Важнейшим элементом культа был обряд жертвоприношения. Жертва, по вавилонским понятиям, существовала с самого сотворения мира и считалась данью людей богам, которым они обязаны своей жизнью и земным благосостоянием. В храмах жертвоприношения совершались регулярно два раза в день, ранним утром и с восходом месяца. Жертва была радостным событием для приносящих ее и сопровождалась веселым пиром и музыкой. Жертвой освящалось начало войны и отмечалась победа, ей же завершалась торжественная закладка храмов и дворцов.
Самой обычной формой жертвоприношения была благодарственная жертва. Со всего получаемого в стране боги получали дань. Лучшая часть военной добычи принадлежала им. Ежегодно приносились в жертву молодые животные из стад. При этом не делалось различия между животными различных пород. В жертву приносились дикие и домашние животные, птицы, а также рыбы, овощи, мед и масло. Необходимым условием для жертвенного животного было отсутствие какого-либо недостатка. В жертву приносились животные мужского пола, а животные женского пола употреблялись только при очистительных обрядах. О существовании человеческих жертвоприношений в источниках нет никаких указа-ний. Изображения, в которых видели человеческие жертвы или обряд обрезания, имеют, по-видимому, скорее мифологическое значение.
Ориентировка знаний на небо, необходимость непрерывных наблюдений за светилами, а также сосредоточение этих наблюдений в руках жрецов — все это отразилось существенным образом на религии и мифологии народов Месопотамии. Боги и богини, местные покровители, стали ассоциироваться с небесными светилами. Да и само понятие «бог» изображалось в вавилонском клинописном письме идеограммой, означающей звезду, и этот знак сопровождал каждое имя бога или богини.
Когда стали накапливаться астрономические знания, а из разрозненных образов богов составился целый пантеон, жрецы распределили между богами в систематическом порядке отдельные небесные тела, планеты и другие явления, таким образом произошла астрализация богов. Бог Уту, по-видимому, издавна связывавшийся с Солнцем, стал под именем Шамаш («солнце») почитаться по всей стране; Син — бог Ура — был отождествлен с Луной. Другие великие боги соответствовали планетам: Набу — Меркурий, Иштар — Венера, Нергаль — Марс, Мардук — Юпитер, Нинурта — Сатурн. Кстати, именно из Вавилонии этот обычай называть небесные светила, особенно планеты, именами богов перешел к грекам, от них к римлянам, и римские (латинские) имена богов сохранились в названиях этих планет вплоть до наших дней.