Вопрос о том, как возник мир, вставал перед всеми древними народами. Появлялся он и у древних обитателей Двуречья.
Самый пространный рассказ о сотворении мира, дошедший до наших дней, содержится в культовом эпосе «Энума элиш» («Когда вверху…»), который посвящён вавилонскому богу Мардуку.
Когда вверху небо названо не было,
Суша внизу не имела названия.
Апсу первородный, всё сотворивший,
И матерь Тиамат, что всё поролила,
Воды свои воедино мешали…
Тогда в нелрах заролились боги…
Итак, в начале мира был хаос солёных вод — Тиамат и пресных — Апсу, в котором зародились боги. Явились Лахму и Лахаму (быть может, Грязь и Илистые отмели). За первой парой богов последовала вторая — Аншар (Небесный круг) и Кишар (Земной круг). Потом бог Апсу сотворил бога Энки (Эа). Появляются и другие боги.
Толпой собираются сородичи-боги,
Тревожат Тиамат, снуют, суетятся,
Чрево Тиамат они колеблют
Буйным гамом в верхних покоях,
В Апсу не утихает их гомон.
Разбуженный шумом, Апсу по подсказке советника Мумму решает уничтожить богов, но всеведущий Эа находит выход.
Заклинание святое сотворил премудро,
Повторил громозвучно, отправил в Воды.
Излилась дремота, сном окружила —
Апсу усыпил он сном излиянным.
Цепененье охватило советника Мумму.
Эа убил Апсу, пленил Мумму и сотворил себе покои, названные «Апсу».
Там с Дамкиной, с супругой, возлёг Эа в величье,
В покое судеб и предначертаний
Бог зачал мудрейшего из мудрых,
В «Апсу» зарождён был Мардук…
Он ростом велик, среди всех превосходен,
Немыслимо облик его совершенен —
Трудно понять, невозможно прелставить:
Четыре глаза, четыре уха!
Уста раскроет — из уст его пламя!
Овдовевшая Тиамат, супруга Апсу, решает отомстить богам. Она создаёт полчище чудовищ, во главе которых ставит Кингу, и вручает ему «таблицы судеб», определяющие движение мира и мировых событий. Вид и мощь воинства Тиамат наводят страх на богов. Только юный Мардук дерзает выступить против них, но ставит перед старейшими богами свои условия:
Если я мстителем за вас стану,
Чтоб Тиамат осилить и спасти ваши жизни, —
Соберите Совет,возвысьте мой жребий…
Моё слово, как ваше, да решает судьбы!
Неизменным да булет всё то, что создам я!
Боги согласны на всё.
Дали жезл ему, трон и царское платье,
Оружье победное, что врагов поражает…
Друг на друга пошли Тиамат и Мардук…
Ринулись в битву, сошлись в сраженье…
Пасть Тиамат раскрыла — поглотить его хочет,
Он вогнал в неё Вихрь — сомкнуть губы она не может…
Её тело раздулось, её пасть раскрылась.
Он пустил стрелу и рассёк ей чрево,
Он нутро ей взрезал,завлалел её серлием…
Увидев гибель Тиамат, её воинство обратилось в бегство, но Мардук пленил их, а Кингу убил и забрал «таблицы судеб», «что достались тому не по праву». Затем Мардук возвращается к поверженной Тиамат.
Рассёк её тушу, хитроумное создал.
Разрубил пополам её, словно ракушку.
Взял половину — покрыл ею небо.
Слелал запоры, поставил стражей —
Пусть следят, чтобы не просочились воды..
Размеры «Апсу» измерил Влалыка,
Отраженье его — Эшарру создал,
Эшарру, кумирню, что поставил на небе,
На небе Мардук устроил богам стоянки.,
Он устроил стоянки богам великим.
Звёзды-планеты, подобья богов, он сделал.
Он год разделил — начертил рисунок.
Двенадцать месяцев звёздных расставил он по три…
С обеих небесных сторон открыл он ворота…
Дал сияние Месяцу — хранителю ночи…
Он поставил главу Тиамат, гору на ней он насыпал.
Тигр и Евфрат пропустил он сквозь её очи..
Так создавал он небо и землю…
Затем он назначил свои ритуалы, установил свои обряды… И наконец по плану Мардука боги творят человека:
Кровь соберу я, скреплю костями.
Создам существо, назову человеком.
Воистину я сотворю человеков,
Пусть служат богам, чтоб те тдохнули,
На крови Кингу «людей сотворил он.
Дал им бремя божие, богам же — отдых . Кончается эпос рассказом о сотворении храма Эсагила и Вавилона (буквальный перевод названия этого города — Врата бога).
Так представляли происхождение мира вавилоняне в конце II—I тысячелетия до н. э. Картина творения не очень полная, о многом эпос умалчивает, но других, более подробных текстов, увы, нет.