Часто произносимое междометие «чур» с неясной этимологией

Сейчас почти никто не знает об истоках известного всем междометия «чур», а ведь есть некоторое основание полагать, что этим словом обозначалось некое божество, покровительствовавшее семейному очагу, а также оберегающее родовое земельное владение. Так считали многие ученые-исследователи 19 века: что под именем Чур в древности понимался обоготворенный предок. В церковной среде Чура еще называли Щуром, благодаря чему это слово сохранилось в более сложной форме «пращур», то есть «предок».

То, что сейчас известно об этом боге, имеет много общего с римским богом Термом, функция которого заключалась как раз-таки в сбережении родовой земельной межи. Также известно, что символом Чура являются чурки или чурбаны, так называли специальные знаки, обозначающие границу надела того или иного хозяина. Позже у некоторых ученых уже появляются сомнения, относительно данного выше определения Чура, да и вообще существования такого божка. Их более подробное исследование слов «Чур» и «Чурка» якобы показало, что между ними нет ничего общего. Также эти ученые считают, что слово «чёрт» и подавно не роднит со словом «чур», мол, первое пришло вообще из другого языка, то ли чувашского, то ли греческого.

Были смелые предположения некоторых ученых относительно того, что слово «чур» обозначает некий фаллический символ. Эту версию с радостью подхватили и другие ученые. Однако, какие бы не были правдоподобными доводы, но всегда есть наука, а есть вера, в которой каждый может быть убежден в том, во что хочет верить. Подробнее остановимся на том, что думают люди о Чуре сейчас, а не в покрытой мраком древности.

Действительно, многие современники считают, что когда-то был такой славянский бог Чур, которые выполнял те функции и задачи, о которых речь шла выше: оберегал домашний очаг, границы родовых наделов. Считается, что Чур хранитель любой межи, не только родовых, но и племенных владений. Охранять их, означает не дать любой нечистой силе проникнуть через них.

Вас может заинтересовать:  Ний (зап.-слав) или Вий (вост.-слав.) в православии – св. Касьян

Чтобы обозначить границу, на ней ставили истуканов с вырезанными родовыми священными знаками, которые были уникальны для этого рода. Олицетворение Чура было в деревянном идоле в форме кругляша с коротким обрубочком не толще руки, на нем и наносились сакральные знаки, по которым хозяева определяли, перед чьим наделом они стоят. Благодаря таким обрубкам слова «чурка», «чурбан», «чурбак», «чурбашка» и другие однокоренные слова до сих пор сохранились для определения куска неотёсанного материала, чаще деревянного. Есть достаточно много, как они сами себя называют, знатоков, которые знают, как должна выглядеть настоящая пограничная чурка, что позволяет им промышлять тем, что учат делать настоящие чуры славянских богов своими руками.

Чур также считался незримым жителем любых дорог, и здесь он имел прав и власти над различными чертями, а значит может усмирить тех, если постараются по этим дорогам прийти в дом. Многие до сих пор, предчувствуя какую-то опасность, произносят «чур меня!», что берет свое начало от мольбы к Чуру, спасти его от надвигающейся угрозы. Этот бог даже может остановить материализацию желаний. Именно поэтому, сказавшему что-то неприятное в свой адрес говорят «чур тебе на язык» и тогда пожелание обидчика не сбудется. А если кто-то найдет что-то ценное, и набросится на него, то тот может произнести «чур моё!», чтобы тем самым закрепить только лишь за собой принадлежность найденного скарба. «Чур я!» говорят даже некоторые дети, когда играют в безобидные игры.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *