Язычество

Религии древних




Височные кольца

височные кольца Учёные пишут, что славяне, расселявшиеся в  VI—  VII  веках  по  леснойполосе Восточной Европы, оказались  оторваны  от  традиционных  мест  добычицветных металлов. Поэтому вплоть до VIII века у них не выработалось  какого-то особого,  только  им  присущего  типа  металлических  украшений.  Славянепользовались теми, что бытовали тогда по  всей  Европе,  от  Скандинавии  доВизантии. Однако славянские мастера никогда не довольствовались  подражаниемобразцам,  перенятым  от  соседей  или  привезенным  купцами  и  воинами  изчужедальних земель. В их руках «общеевропейские» вещи скоро  обретали  такую«славянскую» индивидуальность, что современные археологи успешно  определяютпо ним границы расселения древних славян, а внутри  этих  границ  —  областиотдельных племён.  Но  и  [pic]процесс  взаимного  проникновения,  взаимногообогащения культур не стоял на месте, благо в  те  времена  не  было  строгоохраняемых государственных границ. И вот уже  иноземные  кузнецы  копировалиновый  славянский  фасон  и  тоже  по-своему  его  претворяли,   а   славянепродолжали  присматриваться  к  веяниям  «зарубежной  моды»  —  западной   ивосточной...    Всё это относится и к своеобразным украшениям женского головного убора,укреплявшимся обычно возле висков. Из-за такого  способа  ношения  археологиназывают их «височными кольцами». К сожалению,  древнеславянское  слово  нампока не известно.    Как показали раскопки, височные кольца носили в  Западной  и  ВосточнойЕвропе, на Севере и на Юге. Носили с древнейших времён — и тем  не  менее  кVIII—IX векам  их  стали  считать  типично  славянскими  украшениями,  такойпопулярностью  они  начали  пользоваться  среди  западнославянских   племён.Постепенно мода на височные кольца распространилась и к восточным  славянам,достигнув у них наивысшего расцвета в XI—XII веках.    Славянские  женщины  подвешивали  височные  кольца  к  головному  убору(девичьему  венчику,  повою  замужней)  на  лентах  или  ремешках,   красивообрамлявших лицо. Иногда кольца вплетали в волосы, а кое-где даже  вставлялив мочку уха, как серьги, — об этом поведали находки в  кургане  XII  века  вВологодской  области.  Там  же,  на  северо-востоке  славянских  земель,  измаленьких проволочных колец (учёные называют  их  «перстнеобразными»)  пороюсоставлялись ожерелья в виде цепей. Иногда же  височные  кольца,  нанизанныена ремешок, образовывали венец вокруг головы. И всё-таки большинство из  нихносилось так, как и полагается по названию, — у висков.    Мы уже видели, как менялся наряд  женщины,  смотря  по  тому,  к  какойвозрастной  группе  она  в  данный  момент  принадлежала.  Касалось  это   иукрашений, в частности височных колец.    Девочки-подростки, ещё не вошедшие в возраст невест, совсем  не  носиливисочных колец или в крайнем случае носили самые  простенькие,  согнутые  изпроволоки. Девушки-невесты и молодые замужние женщины, понятно, нуждались  вусиленной защите от злых сил, ведь они должны были беречь  не  только  себя,но и  будущих  младенцев  —  надежду  народа.  Их  височные  кольца  поэтомуособенно нарядны и многочисленны.  А  пожилые  женщины,  переставшие  рожатьдетей,  постепенно  отказывались  от  богато  украшенных   височных   колец,передавая их своим дочерям и вновь меняя на очень простые, почти  такие  же,как у маленьких девочек.    Не так давно наши модницы ввели в обиход проволочные серьги размером  сбраслет, что, как обычно, не очень понравилось людям старшего  поколения.  Ивсё же в который раз оказывается, что «новой моде» уже тысяча лет,  если  небольше. Сходные кольца (только чаще не в ушах, а на висках)  носили  женщиныплемени кривичей (верховья Днепра, Западной Двины, Волги, междуречье  Днепраи Оки). Один конец такого кольца иногда сгибался в  петельку  для  привески,второй заходил  за  него  или  завязывался.  Кольца  эти  так  и  называются«кривичскими». Носили их по нескольку штук (до шести) на виске.    Похожие найдены и  на  северо-западе  территории  новгородских  словен,только надевали их по одному, реже по два с каждой стороны лица,  и  кончикиколец не завязывались, а скрещивались. В X—XI веках  к  проволочным  кольцамздесь иногда привешивали на цепочках бубенцы (об  их  назначении  см.  главу«Детская одежда»)  и  треугольные  металлические  пластинки,  порой  даже  внесколько ярусов. А вот у словен, живших в  городе  Ладоге,  в  середине  IXвека вошли в моду кольца со спиральным завитком, обращённым  наружу.  Нельзяисключить, что они попали туда  с  южного  берега  Балтики,  со  славянскогоПоморья, с которым ладожане поддерживали тесные связи.    «Северянские» проволочные височные кольца отличались от  них  тем,  чтозавиток превратился в широкую, плоскую спираль.    Совсем  иначе  выглядели  височные  кольца  с  бусами,  нанизанными  напроволочную  основу.  Иногда  металлические  бусины  делались   гладкими   иразделялись  проволочными  спиральками  —  такие  кольца  любили  не  толькославянки, но и женщины  финноугорских  народов.  В  XI—XII  веках  это  былоизлюбленное украшение вожанок (потомки древнего племени водь и сейчас  живутнедалеко   от   Санкт-Петербурга).   Новгородские   женщины   XI—XII   вековпредпочитали  височные  кольца  с  бусинами,  украшенными  мелкой  зернью  —металлическими шариками, напаянными на основу. В племени  дреговичей  (районсовременного Минска) крупную серебряную зернь приделывали к  каркасу  бусин,сплетённому из медной проволоки. В Киеве XII века бусины,  наоборот,  делалиажурными из тонкой филиграни...    Конечно, никто не утверждает, будто в каждом из этих мест носили толькокакой-то один тип височных колец, —  речь  идёт  лишь  о  его  преобладании.Например, кольца с красивыми филигранными  бусами  долго  считались  типичнокиевскими. Однако затем почти такие же были обнаружены в  курганах  Ростово-Суздальской земли и иных районах Северо-Западной и Северо-Восточной Руси.  Исделалось  ясно  —  это  просто  изделия  высококвалифицированных  городскихремесленников, предназначенные для знатных и богатых людей, а частично и  напродажу. В тех же самых местах  вместо  ажурных  металлических  бус  нередконанизывали более доступные — стеклянные, янтарные, реже  каменные.  Попаласьархеологам  даже  просверленная  вишнёвая  косточка,   которую,   надев   напроволочку, какая-то славянская красавица носила на  виске,  а  может,  и  вухе, как серьгу...    (Попутно  заметим,  что  в  целом  у  древних  славян   серьги   особойпопулярностью не пользовались, появляясь  обычно  как  подражание  иноземнойтрадиции. Князь Святослав, вероятно, потому  и  обзавёлся  своей  знаменитойсерыой, что большую часть времени проводил на чужбине, в военных походах.)    Женщины Новгородской и Смоленской земель предпочитали  височные  кольцаиз толстой проволоки, раскованной в нескольких местах,  так  что  получалисьщитки. Только в Новгороде устраивали  щиток  на  одном  конце  проволоки,  адругой  конец  заводили  за  него  либо  (позже)  вставляли  в   специальноеотверстие, а в Смоленске концы завязывали или соединяли наглухо пайкой.    С течением столетий менялись и сами кольца, и узор на щитках. И это,  вчастности, помогло археологам точнее проследить путь  расселения  славянскихплемён. Женские украшения, найденные в [pic][pic]курганах, ясно  показывают,как продвигались новгородские  словене  на  северо-восток  и  как  вместе  ссоседями — смоленскими кривичами — осваивали они Поволжье.  А  вот  торговцыразносили недорогие и красивые кольца совсем по другим направлениям: на юго-запад Руси, в Финляндию, на шведский остров Готланд...    Недаром маститые археологи яростно спорят о том,  что  именно  отражаеттерритория распространения тех или  иных  разновидностей  височных  колец  —расселение племён или всё-таки рынок сбыта у ремесленников?..    А вот пример того,  какой  своеобразный  колорит  приобретала  в  рукахславянских мастеров любая «общеевропейская» вещь. Полторы тысячи  лет  назадпо всей Западной Европе до самой Скандинавии  распространилась  из  Византиимода на  драгоценные  подвески,  представлявшие  собой  незамкнутые  кольца,украшенные несколькими  гроздьями  зерни.  Носили  их  и  западные  славяне.Кузнецы племени радимичей, к которым подобные кольца нет-нет да  и  попадалиот соседей, не просто скопировали образец.  Гроздья  драгоценной  зерни  онизаменили литыми зубцами, украшенными имитацией зерни. Быть может, им  что-топодсказал узор, на миг возникающий, когда разлетается капля  воды?  Или  этосияние, расходящиеся лучи?..  Трудно  сказать.  Однако  после  замены  зернилитьём  украшение,  которое  прежде  могли  позволить  себе  только  хозяйкибогатых домов, сделалось  общедоступным.  Уже  в  VIII—IX  веках  оно  сталохарактерной принадлежностью радимичского племенного наряда.    Между тем к востоку от радимичских территорий жило племя вятичей,  тожеславившееся искусными кузнецами. Судя по  всему,  им  особенно  приглянулиськольца, зубцы которых были увенчаны  одной  или  не-  сколькими  серебряными«капельками». В течение всего IX века  в  их  руках  эти  «капельки»  менялиразмеры и форму, постепенно превращаясь в плоские расширяющиеся  лопасти.  Ик XI веку на обширных пространствах от современного города Орла  до  Рязани,в окрестностях будущей Москвы женщины носили своеобразные  височные  кольца,которые  археологи  так  и  называют  «вятичскими».  Их  лопасти,   округлыепоначалу, постепенно становятся  «секировидными»,  затем  и  вовсе  начинаютсмыкаться.  Замечено,  что  вятичские  кольца  очень  нравились   в   другихплеменах. Например, на соседней территории кривичей они  найдены  вперемешкус местными образцами и даже продетыми в  кривичское  щитковое  кольцо.  Что,если их носила женщина, чей муж был из вятичей? А может быть, она купила  ихили приняла в подарок? Нам об этом остаётся только гадать...

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Великие боги:

СКВОЗЬ МАГИЧЕСКИЙ КРИСТАЛЛ…

Представления о мире и о себе люди с незапамятных времен воплощали в образы богов и ге...

ПЕРВЫЕ БОГИ

  Как возникла у людей идея Бога, когда это произошло, какими были первые боги – все ...

История религий:

Культ предков в Африке

Важное место в традиционных африканских религиях занимает культ предков. У разных народов он приобретал разные формы. Но было в почитании предков и нечто общее: вера в ...

Верования Золотой Орды. Силы природы

Силы Неба и Земли, занимавшие центральное место в верованиях кочевников, олицетворяли силы природы в форме мужского (небо) и женского (земля) начал.[ix] Большое значение в доисламских ку...

Авторизация



Археология:

Первобытность, античные древности, славянские клады, парадно

News image

Министерство культуры РФ и Государственный исторический музей представляют первую выставку из цикла «Музейные тайны и от...

«Запрещенные» археологические находки

News image

То, с чем больше всего не хочет расставаться человек – это сформировавшиеся в течение долгого времени ус...

Капище Триглава, Свентокжицкие горы, верховья Вислы

News image

Целый комплекс подобных Шлонже горных святилищ имеется в Свентокжицких горах в верховьях Вислы. Центральное место здесь за...

В Белоруссии найден мегалитический объект

News image

Скопление валунов в урочище Купа под Оршей в Белоруссии может быть остатками языческого капища или др...


Боги и духи славян:

Род

News image

Род - Сущий, Единый, прародитель богов и творец мира, Вседержитель, иже единъ бесмертенъ и непогибающихъ творецъ, дуну бо человеку на лице духъ жизни, и ...

Славление Перуна-громовержца

News image

Перун – в славянской мифологии бог-громовержец, чье имя является главным в пантеоне богов князя Владимира. Его образ знаком многим и в чем-то перекликается с однот...

Боги Древних Кельтов:

Женские божества

News image

Некоторые богини, судя по всему, на какой-то стадии занимали положение «матери богов». Это такие неясные, но...

Божественная иерархия

News image

Бог племени становился супругом богини земли, каково бы ни было ее имя в разных местах и ...