Важное место в древних верованиях вепсов занимал культ огня — стихии, противоположной воде. Это выражалось прежде всего в различных табу: нельзя было плевать в огонь, затаптывать его ногами и т.д.: за это огонь мог отомстить пожаром или болезнями: например, появлением вокруг губ сыпи под названием lendoi tuli ( летучий огонь ). Различные виды огня (костры, горящая лучина, свеча) и дым, которым приписывались очистительные, целительные, обережные или продуцирующие свойства, широко использовались в вепсских ритуалах.
У многих народов мира в мифах о происхождении огня рассказывается, что кто-то случайно добыл его трением или высеканием (Токарев, 1982. С. 239). У вепсов таким культурным героем был маленький мальчик. Огонь, полученный древними способами, считался наиболее действенным обезвреживающим и лечебным средством в экстремальных ситуациях. Его использовали, например, в конце XIX в. в с. Корвала, где на протяжении 7 лет свирепствовала холера. От болезни удалось избавиться, обойдя деревню с деревянным огнем . Во время обхода, по рассказам жителей, из деревни выскочил большой черный кот (олицетворение болезни) и болезнь перешла в Нойдалу, откуда ее выжили таким же путем (Волков. АМАЭ. Ф. 13. Оп. 1. № 13. Л. 72).
Для прекращения пожара духам-хозяевам огня (lämoin izand, Iämoin emag) бросали в огонь в качестве жертвы яйцо и обращались к ним с просьбой остановить разбушевавшуюся стихию. По другим сведениям, пожар персонифицировался в самостоятельные антропоморфные образы худых и невысоких хозяина и его жену — хозяйку пожара (pozaran izand и pozaran emag). Культ огня у вепсов выражался также в почитании духа домашнего очага (печи) — пячинрахкой (päcinrahkoi). О нем сохранились лишь фрагментарные сведения. Во время южновепсской свадьбы специально ему жертвовали горшок с кашей, который ставили на шесток печи (Тurunen, 1956. S. 186). Среди черт, характеризующих внешний облик духа, известна только одна — он вымазан сажей, поскольку живет в печи. В настоящее время название pacinrahkoi употребляется только в шутливой форме по отношению к человеку, измазанному грязью, или ленивому, постоянно лежащему без дела на печи, а также в детских дразнилках.