Верования связанные с сейдами

Культ сеидов в прошлом был общим для всей Лапландии. Его отмечали в XVII—XX вв. у саамов зарубежья и в XIX—XX вв. у лопарей России. Культ сеидов состоял обычно из жертвоприношений, целью которых были пожелания хорошей охоты и рыбной ловли, удачи при оленеводстве, путешествии, излечения от болезни и прочее, т.е. личное благополучие, желание навредить Другим было редким. Последний мотив встречается в сказках Кольского п-ова, когда к колдовству, в частности к сеидам, обращались за помощью против врагов. У лопарей Шведской Лапландии, согласно источникам, жертвоприношения для удачи в оленеводстве упоминаются 50 раз, пожелания успеха в охоте 13 рыболовстве 58, в путешествии 15, жизни и здоровья 20 раз (Manker, 1957, р. 316).

Как правило, жертвоприношения совершались перед каменным, реже деревянным изображением по определенному ритуалу, с заклинаниями, колдов-ством и использованием бубна. Субъект жертвоприношения определялся по бубну, который был у каждого хозяина. На мембрану бубна, где обычно изображали богов и животных, клали медное или латунное кольцо. От ударов колотушки в бубен кольцо начинало двигаться и останавливалось напротив бога, которому следовало принести жертву и животного. Количество и частота жертвуемого зависели от статуса почитаемого места. В особо почитаемых местах собраны тысячи рогов. Сами рога представляли жертвенную эмблему или символику и клались концами вверх, как объясняли лопари В.Ю.Визе. Жертвовали те части животного, которые не шли в пищу: копыта, кости, иногда шкуру, у птиц голову и крылья, у рыб чешую и кишки. После поедания жертвенного животного, оленя или медведя, кости собирали и отдавали божеству. Считалось, что богу легко нарастить мясо, если все кости целы. Обряд жертвоприношения, кроме того, имел цель воспроизводства и умноже-ния животных, т.е. создания будущего изобилия. Наряду с дикими животными жертвовали и домашних, а также хлеб, водку, лоскутки материи, пули. Помимо упомянутых 20 жертвенных кладов серебряных предметов известно еще 11 жертвенных лопарских мест X—XIV вв. (Шведская Лапландия — 9, Норве-гия — 1, Финляндия — 1), где найдены ювелирные веши, монеты с отверстия-ми и наконечники стрел западноевропейского и русского происхождения, местные изделия. Появление кладов приходится на пик меховой торговли, в которой саамы поставляли меха для других народов, что приводило к накоплению богатства в саамском обществе (Zachrisson, 1984). В Шведской Лапландии на культовых местах, как это известно по археологическим и этнографическим данным, встречены оленьи рога (128 случаев), кости оленя (144), медведя (15), собаки и кошки (6), других домашних животных (29), птиц (16), рыб (19), табак и бренди (12), украшения (32), монеты (39), орудия труда (16), наконечники стрел (9 случаев). Изделия из бронзы обнаружены в 10 местах, железа — в 18, свинца и олова — в 10, меди и латуни — в 26, серебра — в 35, стекла и слюды — в 10, кремня — в 6, кварца — в 5, кусочки тканей — 6 местах (Manker, 1957, р. 309). В Карелии с жертвоприношением связан клад с оз.Тавоярви, а также, возможно, отдельные кремневые и кварцевые изделия. Органический материал в силу природных условий и древности памятников не сохранился.

Вас может заинтересовать:  Духи природы у народов Карелии