Современный приверженец языческой веры может дать множество определений язычества. Но в первую очередь, человек и природа в язычестве всегда занимали ключевое место. Для некоторых современников язычество – это возвращение к вере предков, в знак уважения своего племени, рода. А для древних людей язычество было своеобразным мышлением, согласно которому вся природа и её силы имели божественное происхождение. Язычество также представляло собой систему магии, которая для древних была едва ли не единственным способом разрешения насущных проблем. Эта вера многим предоставляла смелый выбор без последствий, так как фатальность отрицалась.
Язычество вместе со своей мифологией и поучительными историями формировала личность, подстегивая её каждый раз к совершенствованию. Многовековое учение предков учило человека находиться в гармонии с природой, поскольку язычество и природа имели самое тесное отношение. Религия древних славян также предлагала практическую систему, суть которой в постепенном совершенствовании человека и человеческого племени в целом. Наши предки не отождествляли свою религию исключительно со своим народом, они крайне толерантно относились к другим народам, поскольку у всех у них не было единственно верного бога.
Анализируя языческие божества наших предков легко заметить, что они были не очень то и конфликтными, что является главным отражением ментальности древних славян. Языческие боги хоть и имели право на гнев, но, согласно той же мифологии, друг с другом жили мирно, как одной дружной семьей. Из этого следует, что и славяне были такими миролюбивыми и не воинственными. Язычество не служило скрепляющим «раствором» для государства, и именно поэтому, как многие считают, ей быстро нашли замену в лице более «покладистого» христианства.
Для современных язычников вера предков является способом найти себя в этом мире сродни тому, как это делает индуист или кришнаит. В этом плане, язычество выгодно отличается от любой другой религии, суть которой в укреплении государственности. Возможно, что современное язычество имеет мало общего с тем, во что верили наши предки, однако современный продукт не претендует на полную реконструкцию утраченного. Современный её вид такой, какой бы хотели видеть миролюбивые и преданные своей родине романтики. Новые адепты этой веры стремятся освободиться от предрассудков и получить внутреннюю свободу, чего якобы не может предоставить другая религия.
Можно долго говорить о том, какое мировоззрение у современных последователей язычества, но нет никаких сомнений, что и для наших далеких предков природа была обожествленной. Как многие считают, пребывать в гармонии с природой – это не только лежать на травке и созерцать рассвет, это долгий процесс совершенствования человеческой сущности. Так как внутренний мир человека и есть часть природы, то для её усмирения требуется время и усилие. Язычество задает вектор совершенствования от рождения к смерти.
В природе язычники искали объяснение необъяснимым вещам, что развивало у наших предков абстрактное мышление, результатом чего стала богатая славянская культура. Оперируя образами, наши предки додумывались если и не до истины, то до красивых философичных умозаключений, легших в основу народного творчества. Проводя аналогии природы с человеком, древние славяне сравнивали землю с матерью, а небо с отцом, так как после оплодотворения небесным дождем земля всегда дает урожай (или «родит»). Наши предки всегда систематизировали полученные знания и направляли их в религиозное русло. И как тут не зависеть от богов и не чувствовать частицей природы, если именно от урожая зависит судьба племени.
Наши предки склоны были считать, что точно так, как происходит смена сезонов, так и происходит смена поколений, а значит вечная жизнь – есть. В природе даже с позиции науки есть много закономерностей, поэтому не исключено, что бессмертие все же имеет место быть, так как человек, с чем бы, наверное, согласились и языческие предки, состоит из тех же элементов, что и все вокруг.