В авестийской мифологии золотой век — царствование первочеловека Йиму, сына солнечного божества Вивахванта. Сам Йима — смертный и место его действия — земля, власть над которой обеспечивается дарованными Ахура-Маздой золотым рогом и золотой плетью. В легенде о расширении земли через каждые триста лет проявляется мифологичный принцип троичности. Золотой век Йимы также просуществовал три срока. Затем Йиму был побежден, если верить легендам, сохранившимся в народной памяти и в поздних иранских текстах, драконом Ажи-Дахака, его же в свою очередь одолевает герой третьего поколения Траэтална.
Спросил Заратуштра Ахура-Мазду: «О, Ахура-Мазда, дух святейший, творец телесного мира, почитаемый Артой. Скажи мне, был ли я первым, с кем ты вел беседу, или были до меня те, кого ты впервые обучил своей вере?»
И ответил Ахура-Мазда: «С Йимой прекрасным, богатым стадами, первым из людей, беседовал я до тебя и объявил ему свою веру, призвав его изучать и охранять мои наставления. Но он мне ответил: «Я не создан и не научен тому, чтобы изучать и охранять твою веру». Тогда я, Ахура-Мазда, ему сказал: «Поскольку ты не готов изучать и охранять мою веру, взращивай и увеличивай мой мир, будь его защитником, охранителем и смотрителем». Он же ответил: «Я к этому готов, но пусть не будет под моей властью ни холода, ни зноя, ни жаркого, ни холодного ветра, пусть не иссякает пища, пусть не ведают смерти ни люди, ни растения. Пусть не будет на земле ни старости, ни смерти. Пусть и у отца, и у сына будет облик пятнадцатилетнего!»
И вручил ему я, Ахура-Мазда, два орудия власти: золотой рог и украшенную золотом плеть. Так он царствовал триста зим, наполнив землю, которой он владел, мелким и крупным скотом, людьми, собаками, птицами и прекрасными пламенеющими огнями. Мужчины и женщины стали наилучшими и наипрекраснейшими, животные самыми рослыми, растения самыми благоухающими. У подвластных ему жителей не было ни телесных уродств, ни безумия, ни проказы, ни иных хворей, которые насылает Анхро-Манью.
Но сделалось тесно на земле и для скота, и для людей. Я, Ахура-Мазда, сам уведомил об этом Йиму, и он, направившись на юг, стал взрывать землю золотым рогом, стегать ее плетью, приговаривая: «Дорогая святая земля, подвинься и расступись, чтобы служить лоном для мелкого и крупного скота, а также для людей!»
После того как земля расширилась, Йима разделил людей на сословия, соорудил множество селений и городов, зажег важнейший из трех священных огней зароастризма — огонь жрецов1. Затем Ахура-Ммазда предупредил Йиму о грозящих земле лютых морозах и обильной воде, которая может погубить лучшую и прекраснейшую часть людей и животных. Для ее спасения требовалось соорудить убежище Вару.
И принялся Йтму за работу. От топтал землю пятками и мял руками, как люди лепят намокшую глину. Сооружение было размером в бег на все четыре стороны2. Оно имело три части: переднюю, среднюю и внутреннюю. В первую вело девять проходов, во второй — шесть, во внутренней — три. В Вару была проведена вода. Там были засажены луга, построены дома, сараи, навесы, загородки и ограды. В переднюю часть были принесены семена тысячи мужчин и женщин, в среднюю — шестисот, во внутреннюю — трехсот. И эти жили прекраснейшей жизнью в Варе, который построил для них Йима.
1 Имеется в виду атар, персонификация огня, символ и высшее проявление высшего божества. Согласно жреческой версии мифа, огонь Йима возжег в Хорезме (Атур-Фарнабаг, который впоследствии по одной версии был перенесен на запад, по другой — в Кабул).
2 Это место «Видевдаты» сложно для понимания. Одни исследователи полагают, что речь идет о квадратном в плане сооружении «дайной в лошадиный бег во все четыре стороны». По мнению других, Вара имела форму круга. В пользу последнего суждения свидетельствует описание трех частей Вары с девятью, шестью и тремя проходами. Этому описанию соответствует город из трех концентрических кругов. Такую же форму, согласно Геродоту, имела столица мидян Акбатаны, но в ней было не три, а семь колец стены. По этому же образцу мифического восточного города Платон построил план столицы своей Атлантиды.
В качестве археологического прототипа Вары предложены поселения круглой формы эпохи бронзы и раннего железа в Южном Зауралье, на границе Европы и Азии с двумя концентрическими кольцами стен из заливного грунта, сырцовых блоков и деревянных конструкций. Их площадь достаточна для проживания 2,5 тысяч человек, что ненамного больше числа обитателей Вары (1900 человек). В то же время прототипом Вары могло быть не. поселение, а погребальный комплекс, круглая могила, курган. Следует иметь в виду, что ведийский Яма, двойник авестийского Йиму, был богом смерти.