Эти традиции содержат также верования и идеи о мире, достигающие высокой степени изощренности и усложненности, как, например, в представлении о происхождении мира, концепции верховного существа (бога) и разработке картины мировой гармонии. В ритуалах и обрядах американские туземные традиции также представляют богатое и многообразное наследство драматической красоты и духовной силы, выраженное главным образом в повторяющихся движениях танца, молитвах и песнопениях. Некоторые люди, в том числе и отдельные ученые, рассматривают религии американских индейцев как примитивные. Однако, если понимать под примитивом грубые проявления сознания, лишенные глубоких чувств и тонких мыслей, религии американских индейцев далеки от этого. Некоторые ученые, специализирующиеся на изучении мировых религий, но не знакомые с богатым символизмом и глубиной мышления религий американского коренного населения, пренебрегли ими при рассмотрении сравнительной религии. Это — печальная ошибка, базирующаяся на недостаточном знании американских индейцев и неверном представлении об их «примитивном» характере бытия, в результате чего был потерян целый мир мифов и легенд, глубоких мыслей и ритуальных обрядов. В самом деле, вопросы создания мира, происхождения человеческой жизни, природы божественного и сверхъестественного и жизни после смерти, обсуждаемые в «передовых» мировых религиях, рассматривались также и в религиях коренных жителей Северной и Южной Америки. Эти вопросы возникают у всех людей и во всех культурах, даже если и «ответы» на них существенно различаются в рамках каждой отдельной традиции. Изучая взгляды на эти темы коренных американцев, мы не только познаем их традиции, но и можем более разумно оценить наши собственные ответы на эти «вечные» вопросы. При исследовании культур и религий Северной Америки трудно проводить обобщения и делать общие выводы, потому что существовало и существует множество племен и других социальных групп. Их разнообразные традиции нельзя свести воедино, поскольку не существует такого Понятия, как «религия коренных американцев». Некоторые племена, например, охотников на бизонов в прериях или занимающихся рыбной ловлей и выращивающих маниоку в амазонских низменностях, могут быть объединены в группы вследствие сходства их образа жизни. Они имеют и сходные религиозные верования. Тем не менее каждое племя характеризуется своими собственными обычаями и практикой, и мы должны помнить, что существует столько религий коренных американцев, сколько племен
Ни одна книга или монография не может достаточно полно описать все религии. Цель этой краткой работы — дать некоторую общую информацию по всем религиям коренных жителей Америки и затем сконцентрировать внимание на двух примерах религии Северной Америки. Эта глава рассматривает вопрос происхождения и развития религиозных верований американских индейцев с учетом того, в каких формах эти традиции существуют, и их довольно изменчивого характера. В главе 11 даны некоторые общие черты всех религий американских аборигенов. Главы 12 и 13 исследуют два контрастирующих примера коренных американских традиций: шошонов Винд Ривер в районе Юты и Вайоминга и зуни на юго-западе Америки. Каждая традиция будет представлена и рассмотрена в ее историческом развитии, как религиозная структура, с примерами религиозной динамики.