Священнодействия

В исторические времена Древнего Рима, от которых сохранилось достаточное количество письменных свидетельств, все священнодействия делились на частные, которые отправлялись отдельными родами или фамилиями и назывались сакра привата; следующими по количеству участников были сакра популярес, которые отправлялись различными общественными подразделениями граждан (например куриями); самыми массовыми были сакра публика, в отправлениях которых участвовал весь римский парод. Участие во всех разновидностях сакра было обусловлено не личным выбором, а причастностью человека к коллективу — фамилии, соседской, гражданской, профессиональной общине. Основной базовой производственной и социальной ячейкой общества была фамилия. Она включала главу фамилии и находящихся под его властью людей и имущество. Это были жена, сыновья и пнуки с их женами, незамужние дочери, рабы, зависимые клиенты. Имущество считалось собственностью главы фамилии, но его власть ограничивалась, с одной стороны, всем коллективом римских граждан, которые следили за тщательной обработкой земли и разумным обращением с имуществом и людьми, а с другой — наследниками, которые считались скрытыми совладельцами главу фамилии, и последний был обязан оставить им имущество не уменьшенным, а преумноженным. Кроме того, власть главы фамилии регулировалась святыми обязанностями яатрона по отношению к клиенту, а также мерами, которые смягчали власть господина над рабами. Фамилию объединяли к скрепляли фамильные культы, одним из которых был культ Гения главы фамилии, произошедшей из культа Гения рода.

В дальнейшем представление о Гениях расширилось и усложнилось. Гений мужчины олицетворял его способность к воспроизводству потомства и другие силы и возможности. В день рождения главы фамилии домашние приносили жертвы его Гению.