Идолы

У саамов существовали языческие идолы — грубо выполненные антропоморфные фигуры из дерева или камня. Они долго сохранялись вблизи саамских жилищ или промыслов, в уединенных живописных уголках, где совершали религиозные обряды и жертвоприношения. Но среди культовых памятников наибольшей известностью пользовались сеиды. В числе первых европейцев, описавших капища саамов, был уже упомянутый И.Шеффер. В своей знаменитой Лаппонии он подчеркивал, что сеиды созданы не какими-нибудь искусными способами, люди находят на берегах рек или болот каменные глыбы причудливой формы, которые и служат символом бога Сторюнкаре и объектом поклонения. Источники указывают на территории Кольского полуострова немалое число мест, где совершались жертвоприношения. Так, на полуострове Рыбачьем, в районе Шарапова Наволока следы древнего капища найдены на плоской вершине одной из прибрежных скал. Здесь же в расселине можно увидеть скопление рогов и костей животных, некогда принесенных в жертву. В Печенгском районе известны древние капища недалеко от зимнего Пазрецкого погоста на озерах Сальмиярви, Ярв и др. На оз. Ловозеро, на вершине острова Колдун, в углублении под моховым покровом в 1980-е годы были обнаружены в большом количестве полу сгнившие оленьи рога, что напоминало вид капища в известном труде Шеффера. .

Священными камнями-сеидами обычно были такие валуны и скалы, которые хорошо выделялись на общем фоне ландшафта — возвышались на островах озер, среди болот или на вершинах горных тундр. Большая часть сеидов — естественного происхождения, как отмечал еще Шеффер, хотя некоторые, очевидно, воздвигались искусственно. .

В зависимости от сходства с обликом человека или животного сеиды можно подразделить на антропоморфные и зооморфные. Выразительное описание внешнего вида антропоморфного сеида в долине р. Поной дано В.В. Чарнолуским в книге В краю летучего камня (Чарнолуский, 1972). Издали каменная фигура напоминает приземистого человека, в печке, лицом она обращена к погосту. Весь человек сложен из семи больших плоских камней, только голова имеет вид усеченной пирамиды с вершиной (т.е. лицом ), обращенной к востоку — Семь маленьких камней-прокладок вложены между большими камнями. Отсутствует камень, изображающий шапку. Вокруг истукана достаточно свободного места — здесь, вероятно, происходили общие собрания старцев погоста, приносились жертвы этому каменному богу, проводились гадания. Он грубо сложен из камней, и притом так, что действительно производит впечатление божества (Чарнолуский, 1972. С. 100-101). В настоящее время сеиды можно выделить среди обычных валунов и скал, благодаря сохранившимся среди местного населения воспоминаниям, иногда по вещественным доказательствам. Так, прямым подтверждением связи того или иного отдельно стоящего камня с языческим культом служат следы жертвоприношений: присутствие у его подножья костей животных и птиц, оленьих рогов, находки монет и ружейных пуль. Известно, что иногда священный камень обмазывали кровью жертвенных животных или рыбьим соком. По мере их высыхания считалось, что сеид съел подношение.

Вас может заинтересовать:  Религия саамов