У саамов были широко распространены реликты культа животных, в первую очередь это касается медведя и дикого оленя. У некоторых групп саамов медведь был тотемным животным. Во всяком случае, финляндские восточные (инарские) саамы считали, что их соседи колтты были детьми медведя . По одной версии, медведь в прошлом сам был человеком, которого заколдовали, по другой — он взял в жены женщину-саамку, от которой и произошли саамы-колтты. Колтты сами считают, что медведь может превратиться в человека (и наоборот). Характерно, что они не едят медвежатины.
У других групп саамов сохранились, хотя и относительно слабо, пережитки медвежьего культа. Медвежий праздник подготавливался уже начиная с выхода на охоту на медведя, при этом соблюдались различные ритуалы. Поедание медвежатины организовывалось всем поселком, но при этом на женщин накладывался ряд запретов. Кости съеденного медведя тщательно собирались и захоранивались — считалось, что это позволит ему вновь воплотиться в живого. Многочисленны также различные предания и представления о священном олене с золотыми рогами — Мяндаше, который, по некоторым представлениям, также выступает как прародитель саамов. К тому же дикий олень был обязательным спутником саамского шамана в его путешествиях в загробный мир. Шаман (нойда, ноайде) вообще осуществлял связь людей с потусторонним миром, мог лечить тяжелобольных и предсказывать будущее. В случае тяжелого заболевания человека, — если он лежал в сильном жару или в состоянии комы, — считалось, что это результат попыток духов подземного мира похитить его душу. Чтобы спасти его, шаман должен был послать свою душу в потусторонний мир и вызволить оттуда душу больного. Шаман доводил себя до состояния транса пением, ударами в бубен, пил настойку мухомора или водку. Душа его воплощалась в дикого оленя (Sаiva saroa) и отправлялась в странствие. Этот олень и был его альтер-эго . Помогали нойде в его странствиях также священная рыба (Sаiva guelie) и священная птица (Sаiva loddie).
Понятие сайва (sаjva) было распространено у всех групп саамов, хотя значение его было неодинаковым. У Кольских саамов оно связывалось с понятием южного или юго-западного ветра, но шире всего оно употребляется для обозначения священных вод — это прежде всего проточные озера с очень чистой водой и особо вкусной рыбой, лов которой был связан с различными запретами (в частности, на участие в нем женщин) и приношением жертв хозяину озера.
Следует сказать, что саамы верили в существование у человека двух душ: одна из них была неотъемлемой частью живого человека и покидала тело с его последним вздохом. Вторая душа была свободной . Она могла покинуть тело и без того, чтобы человек умер. Именно так происходило с шаманом, когда он отправлялся в странствие . Однако долгое отсутствие свободной души также могло привести к смерти.