Распространение христианства на территории Карелии происходило постепенно. Крещение карельского населения Приладожья было проведено еще в XIII в. (1227 г.). Саамов же крестили в 1540 г., после основания монастыря в Кандалакше. Наиболее активно их обращение в православие пошло после основания Печенгского монастыря, когда обряды крещения были проведены сразу в нескольких местах. Одним из них, по-видимому, стала Пазрецкая губа. По мнению знатока края Д.Н. Островского, ритуал здесь напоминал картину крещения в Днепре, осуществленного в свое время князем Владимиром. Основатель Печенгского монастыря Трифон соорудил для новокрещенных часовню во имя Бориса и Глеба, сыновей Владимира. Саамов Сонгельского погоста крестили на их родовых землях, у оз. Алла-Аккаярви, где в то время находилось их зимнее поселение, получившее затем название Ристомен-сыййт, т.е. Крестовый погост. Наконец, обитателей долины р. Печенги крестили близ места впадения в нее р. Манны, и там в честь этого события была построена небольшая церковь Успения. .
Поклонение русскому богу нередко сочеталось у саамов с традициями языческих обрядов. Они усердно посещали церковь или часовню в зимнем погосте, а переселяясь весной на родовые промысловые угодья, брали с собой иконы и, прибыв на место, укрепляли их на ветвях близко расположенных от жилья деревьев. Лики святых в обрамлении весенней листвы весьма напоминали положение древних идолов в языческом капище. Не прекращались и жертвоприношения сеидам.