Религии окраинных народов Америки

К окраинным народам относятся живущие в арктических областях эскимосы и коренные жители Огненной Земли — яганы, она и алакалуфы.

Эскимосы, населяющие полярные области Северной Америки, от Аляски до Гренландии, в исключительно тяжелых природных условиях создали самобытный хозяйственный уклад, основой которого являются охота и рыболовство. Религиозные верования эскимосов были достаточно подробно изучены датской экспедицией К. Расмуссена. Много ценного материала собрали и другие исследователи, среди которых был и знаменитый норвежский путешественник Ф. Нансен.

Основу религии эскимосов, которые сами себя называют иннуит, что значит «люди», составляет шаманизм. Ангекок — шаманы — пользуются большим влиянием и являются руководителями культа. Для эскимосов как для охотников наиболее важен промысловый культ. Не имея твердой уверенности в успехе охоты завтра, чувствуя постоянную угрозу голода, ощущая свое бессилие перед суровой северной природой, эскимосы возлагают большие надежды на свои обряды. Многие эскимосы пользуются охотничьими амулетами и заклинаниями, которые должны помочь добыть зверя. Ведь удачная охота отодвигает призрак голодной смерти на несколько дней или недель.

Эскимосы верят в многочисленных духов, которыми населены земля, вода, ветер. Все эти духи находятся в подчинении у шаманов. Тот, кто желает стать шаманом, должен заручиться помощью какого-то духа либо дождаться смерти другого шамана, чтобы унаследовать его духов. По свидетельству исследователя Э. Вейера, нередким явлением была купля-продажа духов-помощников.

Почти все эскимосы верят в великого духа — повелителя моря. В Канаде владычицу моря называют Седна. Она является главным предметом культа, именно ей приносят жертвы шаманы. От Седны зависит успех охоты, ведь это она посылает людям добычу.

У других эскимосских племен Седне соответствует мужское божество, которое также покровительствует охотникам и наделяет их добычей.

Вас может заинтересовать:  Религия ацтеков

Религиозная жизнь эскимосов насыщена многочисленными обрядами. Различные ритуалы и запреты затрагивают все стороны жизни и деятельности. Многие запреты регламентируют поведение женщин, особенно в менструальный или послеродовой периоды. Другие ограничения касаются объектов охоты. Например, запрещается употребление в пищу в один день мяса тюленя и оленя-карибу, нельзя ходить на промысел морских животных в одежде, в которой охотился на суше, и так далее. Корни этих запретов уходят в далекое прошлое, а происхождения их не помнят уже сами эскимосы, тем не менее ограничения строго соблюдаются.

Представления эскимосов о загробной жизни не очень развиты. Например, канадские эскимосы верят в то, что душа умершего вселяется в кого-то из его потомков, обычно во внука или внучку. Поэтому родители никогда не наказывают детей из уважения к родителям. Однако душа предка остается в ребенке лишь до тех пор, пока его собственная душа не окрепнет. Затем душа родственника покидает, оставляет тело, и дальнейшая ее судьба неизвестна. Формы погребений у эскимосов очень просты: как правило, это наземное погребение в особых деревянных гробах. Это объясняется тем, что рыть вечную мерзлоту очень трудно, а обряд кремации затруднен из-за нехватки топлива.

Как видно, потусторонний, загробный мир не представляет для эскимосов большого интереса. Гораздо больше религиозных представлений и верований связано с их повседневной жизнью.

Еще одну группу окраинных народов представляют индейцы Огненной Земли — яганы, она и алакалуфы. Эти племена проживают в очень тяжелых природных условиях. Очевидно, предки этих народов были вытеснены на крайний юг Америки более могущественными соседями. Основными занятиями индейцев-огнеземельцев были охота (у она), рыболовство и собирательство (у яганов и алакалуфов).

Религиозные воззрения племени яганов достаточно подробно описаны католическим миссионером В. Копперсом. Как и у эскимосов, у яганов существовал шаманизм. Шаманы — их называли йекамуши — проходили особую подготовку под руководством опытного специалиста. Кроме шаманизма у огнеземельцев были распространены различные обряды инициации, как мужчин, так и женщин. Во время посвящения молодежи передавались различные тайные знания. Еще один обряд — кипа — представлял собой раннюю форму тайного мужского союза и был направлен против женщин, якобы долго державших секрет кипа в тайне от мужчин. Важную роль в посвятительных обрядах играли различные образы духов. Особенно почиталось у яганов небесное существо — Ватауинева. Подобные воззрения существовали у народа она. Их небесный дух — Темаукл — близок образу Ватауиневы.

Вас может заинтересовать:  Загробная жизнь чибча-муисков

Представления огнеземельцев о загробной жизни были весьма скудными. Исследователи не смогли обнаружить каких-либо определенных верований относительно души и ее посмертного существования. Погребальный обряд у яганов также был очень прост: умерших, как правило, кремировали и лишь изредка хоронили в земле. Примитивность религиозных взглядов жителей Огненной Земли объясняется низким уровнем экономического развития и социальных отношений.