При христианстве Фрия – Фригг соответствовала св. Люции. Она тоже пряха и наказывает нерадивых работниц – тех, кто не прядет в течение года, и наоборот прядет в праздники. В Дании праздник св. Люции отмечается 13 декабря и эта ночь считается временем предсказаний. В Швеции хорошенькая девушка, называемая “Люси” между часом и четырьмя часами ночи одевается в белое платье с красным шарфом и в короне, украшенной вороникой и девятью свечами будит мужчин и угощает их глюгом. В других случаях это бывает всего лишь кофе и печенья. Современные язычники соотносят этот обычай с праздником Остары – подательницы света и жизни и Фрии – хранительницы домашнего очага.
Один и Фригг:
“У конунга Храудунга было два сына: одного звали Агнар, другого – Гейррёд.
Агнару было десять зим, а Гейррёду – восемь. Однажды они поехали вдвоем на лодке со своею снастью половить рыбу. Ветер унес их в открытое море. В ночной темноте их лодка разбилась о берег, они вышли на него и встретили там старика. У него они перезимовали. Старуха ходила за Агнаром, а старик – за Гейррёдом. весной старик дал им лодку. А когда старик и старуха провожали их к берегу, старик поговорил с глазу на глаз с Гейррёдом. Им выдался попутный ветер, и они приплыли к пристани своего отца. Гейррёд был на носу лодки; он выскочил на берег, оттолкнул лодку и сказал: “Плыви туда, где тролли возьмут тебя!” Лодку вынесло в море, а Гейррёд пошел ко двору своего отца. Его хорошо приняли; отец его тогда уже умер. Гейррёд был выбран конунгом и стал знаменитым мужем.
Один и Фригг сидели однажды на престоле Хлидскьяльв и смотрели на все миры. Один сказал: “Видишь ты Агнара, твоего питомца, который народил детей с великаншей в пещере? А Гейррёд, мой питомец конунг и правит страной!” Фригг говорит: “Он так скуп на еду, что морит голодом своих гостей, если ему кажется, что их слишком много пришло”. Один говорит, что это величайшая ложь, и они бьются об заклад, об этом.
Фригг послала свою служанку Фуллу к Гейррёду. Она велела остеречь его против чар колдуна, который пришел в его земли, и сказала, что его легко узнать по тому, что ни одна собака, как бы она ни была зла, не нападет на него. Что Гейррёд скуп на еду, было действительно величайшей неправдой. Но человека, на которого собаки не стали лаять, он все же велел схватить. Пришелец был в синем плаще и назвался Гримнир. Больше он о себе ничего не сказал, как его ни расспрашивали. Конунг велел пыткой добиться от него ответа и посадить между двух костров. Так он просидел восемь ночей”. (Старшая Эдда. Речи Гримнира.)
Здесь Один и Фригг вначале являются Мудрым Старцем и Мудрой Старицей, воспитывая мальчиков на острове. Возможно, эта часть сюжета как-то связана с детско-подростковыми инициациями. Ведь почему-то очень точно назван возраст мальчиков.
Затем Один учит младшего брата, как избавиться от старшего. Должно быть Одину известно, что отец мальчиков умер, но по старшинству наследником конунга станет старший брат. Потому он помогает младшему брату беспрепятственно идти к власти. То есть в этот момент Один проявляется как Зачинщик Распри, и Колдун. Ведь младший брат не просто выкидывает старшего за борт, что означало бы братоубийство и вообще нехорошее дело. Он выпрыгнул из лодки, а саму лодку заколдовал так, что она вместе с братом пошла “к троллям”. Как стало известно позже, старший брат оказался на безымянном острове, где плодил детей с тролльшей.
Все прошло так, как хотел и задумал Один. И Фригг ничего не предпринимает. Но затем муж начинает хвастаться перед женой, на тему “Ну и кто из нас лучше дите воспитал?” Фригг в общем-то сказать нечего, так как Один фактически прав. Она ничего не говорит об Агнаре, но возводит явный поклеп на конунга Гейррёда и принципиально стоит на своем. А Фригг – богиня, как известно, которой все ведомо. Это необходимо выяснить на деле. Так она возбуждает в своем муже его роль Странника. Чтобы очернить конунга в глазах своего покровителя, она сама подстраивает провокацию. В отличие от того, как это делает ее муж, не сама, а чужими руками. И все у нее чудесно выходит.
Одина подозревают как опасного колдуна (что, мягко говоря, недалеко от истины) и пытают, сажая меж двух огней. Тут возможно тоже есть связь с какими-то неизвестными нам ритуалами. А может и просто с пытками. Но на девятый день Агнар, теперь уже сын Гейррёда, дает напиться страннику, тот начинает вещать и пророчить, после чего подозрительный конунг неожиданно падает на свой меч.
А то, что приходит на помощь Одину сын конунга с именем его брата означает правоту Фригг. Дядя, потерянный на заброшенном острове, связан через имя со своим племянником, сыном конунга, вероломного брата. То, что в истории делает племянник с именем Агнар, как бы совершает и его тезка-дядя.
Примечательно то, что Один и Фригг и здесь, в который раз, оказываются инициаторами распри между братьями, или “братскими народами” (например, оказывая предпочтение разным сторонам в битве лангобардов и вандалов), или предпочтением одного брата другому (как в истории Бальдра, где Бальдр – любимец Фригг, а с Одином больше сопоставим Хермод).