О верованиях, связанных с лабиринтами, этнографических сведений нет, за исключением уже упомянутой рукописи, в которой лабиринт фигурирует в качестве загона для волков. Современные исследователи объясняют их назна-чение по-разному: одни их считают частями рыболовных ловушек (И.И.Мулло), другие связывают с культом мертвых (Н.Н.Виноградов, А.Я.Брюсов, Б.Ольсен), третьи — с промысловой магией (Н.Н.Гурина, Ю.В.Титов) и иными обрядовыми действиями (А.А.Куратов). Два лабиринта на р.Поной в 1902 г. были раскопаны К.П.Ревой и один лабиринт в 1930 г. на Соловках — А.Я.Брюсовым, но вещей не найдено. Взаимовстречаемость лабиринтов с сеидами, каменными кучами действительно говорит о культовом характере этих сооружений, конкретное содержание которых теперь неуловимо. Разно-образие форм лабиринтов может свидетельствовать об их разных функциях. В подковообразных лабиринтах иногда имеется центральное сооружение в виде кучи камней или крупного валуна, использовавшееся, видимо, в качестве жертвенника. В середине одного из лабиринтов Мурманской обл. был обнару-жен обработанный позвонок молодого кита (Гурина, 1990, с. 15).
Назначение каменных куч в святилищах, очевидно, различно. Часть их является погребальными, некоторые могли использоваться в качестве жертвен-ников. Во время поездок по Кольскому п-ову В.В.Чарнолусский (1965, с. 70) видел на вершине холма кучу голышей, обложенную рогами, отдельные из которых были украшены кусочками красного сукна и бусами. Как указывалось, подобная куча-жертвенник обследована близ пос. Луостари. По-видимому, жертвенными являются некоторые каменные кучи, разобранные А.Я.Мартыно-вым на Соловках. В Лапландии каменные кучи сооружались также над жертвенными захоронениями оленей вплоть до начала нашего столетия. В северной Карелии в конце XIX — начале XX в. в районе оз.Паанаярви население могло указать подобные «оленьи могилы». Каменные круги тоже видимо, использовались в качестве жертвенников. Именно такую роль они играли у многих народов Севера. Назначение пустых ящиков неясно.
В южной Норвегии известны загонные конструкции, где каменные кучи, вертикально поставленные камни и большие валуны с маленькими камешками наверху образуют сходящиеся к месту забоя оленей ряды длиной 2—3 км. Одна из аналогичных конструкций имеет остатки деревянных столбов, датирован-ных 980—1200 гг. (Holm, 1991, р. 99). При разном назначении примечательно внешнее сходство сложений, составляющих эти конструкции и культовые комплексы. Возможно, камни в загонных конструкциях помимо утилитарных имели и сакральные функции. Кроме того, на Кольском п-ове встречаются tabbe —дорожные знаки и так называемые гурии. Это —столбики, пирамидки или грудки, сложенные из плитняка, иногда продолговатый камень, поставлен-ный вертикально на пригорках и возвышенностях. Есть основание считать часть знаков сеидами. О некоторых из них саамы говорили: «то пустой гурий», как бы подразумевая, что раньше в нем жил дух (Чарнолусский, 1972, с. 35).