Языческие верования древних жителей Кольской земли

Представление о верованиях первобытных жителей края дают археологические памятники на п-ве Рыбачий и Оленьем большом о-ве в Кольском заливе (см. Оленеостровский могильник). Древние жители Кольской земли верили в существование сверхъестественных сил и старались задобрить эти силы, принося им в жертву убитых животных. Боги представлялись им в виде различных живых существ. Близ устья р. Варзуги найдена медная фигурка божка, изображенного в позе сидящего человека. Богами могли стать и люди — обычно старшие в роде, после смерти превращавшиеся в камень, поэтому культ предков был одним из самых почитаемых. Для сооружения предков-божеств использовали валуны-сейды. Наиболее известны такие сейды, как Репт-кедьк (Репт-камень) вблизи поселка Печенга, Куйв (Старик) на оз. Сейдозере, Лейб-кедьк (Хлебный камень) на западном берегу Умбозера и др.

Формы почитания камней были различны: одаривание рыбой, головой с рогами или шкурой убитого около сейда животного; кормление   — обмазыванье рыбьим жиром или оленьей кровью ртов сейда. Все это должно было принести расположение богов, а значит, хорошую погоду, удачу на охоте и в рыболовстве и т. д.

Почитались и промысловые животные, о чем свидетельствует обнаруженная в Оленеостровском могильнике небольшая вырезанная из кости голова лося.

Интересными, хотя не до конца понятыми, памятниками древней эпохи являются так называемые лабиринты, или вавилоны. Большинство исследователей связывает их с религиозными обрядами саамов, однако каким образом они использовались, неясно.

Религиозными обрядами руководили родовые старейшины и нойды (колдуны-знахари). Известно найденное в 1973 изображение пляшущего колдуна в трехрогом уборе, выбитое на камне у с. Чальмны-Варрэ (см. Петроглифы).

На протяжении тысячелетий языческие верования населения существовали практически без изменений. Трансформация религиозных представлений началась лишь с приходом русских на Кольский п-ов.

Вас может заинтересовать:  Фрейр