ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ – крупнейший национальный исторический музей России. Его огромное собрание, единственное в стране по численности и полноте, представляет историю и культуру многонациональной России, государства с древнейших времён до наших дней.
Музей основан в 1872 г. по инициативе общественности. Начало собранию положили материалы исторического и севастопольского отделов Политехнической выставки 1872 г. в Москве. Организационный комитет по устройству музея (Н.И. Чепелевский, А.С. Уваров, А.А. Зеленой и др.), получив в феврале 1872 г. высочайшее разрешение на учреждение в Москве музея им. Его Императорского Высочества Государя наследника Цесаревича Александра Александровича, был преобразован в Управление музея. В январе 1873 г. утверждены «Общие основания музея», в которых сформулирована основная цель музея – «служить наглядной историей», для чего «будут собираться все памятники знаменательных событий истории Русского государства». Первый музейный Устав, составленный А.С. Уваровым, утверждён в августе 1874 г.
В мае 1881 г. музей получил новое титульное название – Императорский Российский Исторический музей. В 1881 г. музей был передан в ведение Министерства народного просвещения, приобрел статус правительственного учреждения. Почётным председателем был назначен вел. кн. Сергей Александрович, товарищем председателя (фактическим директором) стал А.С. Уваров, с 1885 г. – И.Е. Забелин. Последним почетным председателем музея был вел. кн. Михаил Александрович. С мая 1894 г. музей стал именоватьсяИмператорский Российский Исторический музей им. имп. Александра III.
С ноября 1917 г. титульное название музея – Государственный Российский Исторический музей.
После октября 1917 г. возникла угроза расчленения собрания музея и изъятия части его коллекций, специальная комиссия Наркомпроса определяла пути его реорганизации. С февраля 1921 г. титульное название музея – Государственный Исторический музей (ГИМ).
В 1922 г. к ГИМ был присоединён музей Дворянского быта 40-х годов в Москве. В 1928 г. в ведение музея на правах отделений (филиалов) переданы: «Музей-собор Василия Блаженного», «Музей быв. Грузинская церковь», «Музей архитектурных памятников села Коломенского», «Музей Пафнутьев-Боровского монастыря», «Генуэзская крепость» в г. Судак в Крыму, «Музей Александровского монастыря»; в 1932 г. – Палаты бояр Романовых; в 1934 г. – «Новодевичий монастырь».
По новому Уставу основой всех направлений деятельности ГИМ стала научно-исследовательская работа. «Положение о Государственном Историческом музее (ГИМ)» (1928 г.) включило в сферу научных интересов музея и современность, акцент в работе музея сместился к пропаганде. Реорганизации основных структур музея в течение 1930–1940-х годов проводились в соответствии с идеологическими потребностями времени. Положение о музее 1940 г. закрепило приоритет исследовательской деятельности музея.
Указом Президента РФ от 18 декабря 1991 г. музей отнесён к особо ценным объектам культурного наследия России. Положением, утверждённым Правительством РФ 11 июля 1994 г., музей определён как научно-исследовательское и культурно-просветительское учреждение, за ним закреплена роль головного научно-методического центра для исторических и краеведческих музеев России.
В состав музея входят филиалы: «Новодевичий монастырь», «Покровский собор», «Церковь Троицы в Никитниках», «Палаты XVI–XVII вв. в Зарядье», Музей В.И. Ленина, ансамбли Измайлова и Крутицкого подворья.
В разработке научной концепции музея, ставшей важным этапом в становлении национального самосознания, принимали участие ведущие историки России – Соловьёв, Румянцев, Буслаев, Иловайский, Забелин, Ключевский. Пополнением и популяризацией собрания занимались учёные различных поколений и научных школ: Д.Я. Самоквасов, В.И. Сизов, В.А. Городцов, В.Н. Щепкин, П.О. Бурачков, А.Ф. Лихачёв, А.В. Орешников, Н.П. Кондаков, Д.А. Ровинский, А.Я. Брюсов, Д.Н. Эдинг, Ю.В. Готье, М.Н. Тихомиров, Б.Н. Граков, А.В. Арциховский, А.П. Смирнов, Б.А. Рыбаков, В.Л. Янин, С.О. Шмидт и др.
Научная школа ГИМ, как в области фундаментальных исследований, так и собственно музеологии, пользуется заслуженным авторитетом в России и за рубежом. С музеем связаны имена Е.Ф. Корша, Г.Л. Малицкого, Н.М. Дружинина, A.M. Разгона, Н.А. Ашариной, В.Н. Воронова, А.Б. Закс, Л.П. Минарик и др. музеологов.
Здание ГИМ – уникальный историко-архитектурный и музейный памятник. Московская городская дума в апреле 1874 г. подарила для постройки будущего музея участок земли на Красной площади. Закладка здания состоялась в августе 1875 г. в присутствии имп. Александра II и цесаревича Александра Александровича. По итогам конкурса на проектирование здания музея предпочтение было отдано проекту архитектора В.О. Шервуда и инженера А.А. Семёнова. Строительство музея продолжалось в течение 1875–1881 гг. В отделке залов принимали участие московские зодчие и художники И.Е. Бондаренко, А.П. Попов, И.К. Айвазовский, В.М. Васнецов и др. Планировка залов подчинена логике экспозиционного показа важнейших этапов исторического развития России. Парадные сени предваряли знакомство с экспозицией (роспись свода с «Родословным древом государей Российских» выполнена Ф.Г. Тороповым). Карнизы, наличники, мозаика пола экспозиционных залов стилистически воспроизводят детали архитектурно-художественного убранства представляемых эпох. Произведения искусства на исторические сюжеты органично дополняют это убранство: живописный фриз «Каменный век» (В.М. Васнецов), картины «Похороны руса в Булгаре» и «Святослав под Доростолом» (Г.И. Семирадский), эскиз картины «Крещение князя Владимира в Херсонесе» (Ф.А. Бронников). В 1936–1937 гг., в связи с открытием новой экспозиции музея к 20-летию Октября, многие росписи и детали интерьеров были забелены или уничтожены.
В 1986–1997 гг. ГИМ был закрыт на капитальный ремонт и реставрацию. В музее проведены инженерно-технические работы по приспособлению здания к современным требованиям музейного хранения и экспонирования. По завершении всех работ ГИМ открыл залы для посетителей в том виде, как он проектировался в конце XIX – начале XX в.
В формировании собрания музея приняли участие самые различные слои российского общества. Среди фондообразователей – государственные и общественные учреждения, монастыри, архивы, библиотеки, академии, институты, университеты, издательства. Московская городская дума в 1887 г. передала музею Голицынскую и Чертковскую библиотеки, крупные пожертвования поступали от семейств Голицыных, Масальских, Бобринских, Кропоткиных, Оболенских, Щербатовых, Уваровых. Особое внимание уделяли музею меценаты из купеческих фамилий – Бахрушины, Бурылины, Грачёвы, Постниковы, Сапожниковы. Свыше 300 тысяч предметов, в том числе произведения иконописи, русской живописи XVIII–XIX вв., лицевого шитья, древних рукописей, всех видов прикладного искусства, подарил музею П.И. Щукин. Коллекции охотничьего оружия и пистолетов передал предводитель Нижегородского дворянства А.А. Катуар де Бионкур, рукописей и книг – ярославский купец И.А. Вахрамеев, художественных произведений – П.Я. Дашков.
1920–1930-е годы стали временем передачи в ГИМ коллекций из Государственного музейного фонда и расформированных музеев («Старая Москва», Румяцевский музей, Военно-исторический музей и др.). В 1993 г. в связи с ликвидацией Центрального музея В.И. Ленина его коллекции переданы в ГИМ.
В хронологическом отношении коллекции ГИМ отражают историю от палеолита до Новейшего времени. Специфику собрания определяет ориентация на приобретение не только уникальных, но «главным образом типовых предметов, систематически вводящих зрителя в бытовой порядок минувшей жизни» (по определению И.Е. Забелина). Богатейшее собрание хранится в фондовых отделах: археологии, нумизматики, дерева, оружия, металла и синтетических материалов, драгоценных металлов, стекла и керамики, рукописей и старопечатных книг, письменных источников, тканей и костюмов, картографии, изобразительных материалов, книжном фонде. Для пополнения фондов регулярно проводятся историко-бытовые экспедиции, закупки на аукционах и у частных лиц.
Для посетителей музей был открыт в 1883 г., в день коронации императора Александра III. Первая экспозиция (11 залов из запроектированных 43) охватывала период с древнейших времён до XII в. и имела археологическо-вещеведческую и искусствоведческую направленность. В основу показа был положен тематический план А.С. Уварова. Экспозиция музея была выполнена в соответствии с научными представлениями того времени и выгодно отличалась от западноевропейских музеев географической и хронологической систематизацией материалов. Новацией в музейном деле стала попытка экспонировать памятники по единому научному плану.
Определенный результат для отработки методики экспозиции общеисторического плана дали многочисленные выставки, проходившие в музее начиная с 1880-х годов; среди них – Археологическая (1889), Среднеазиатская (1891), Географическая и археологическая (1892). С 1909 г. стало традицией проводить юбилейные выставки, посвященные писателям, художникам, государственным деятелям, памятным историческим датам.
В 1917 г. было открыто ещё 5 залов, экспозиция была доведена до XVI в., хотя в неё были внесены и памятники XVII–XIX вв.
1920–1940-е годы стали временем активных исканий специалистов музея в области методики построения экспозиции. Ориентация на синтетический характер экспозиции (включавшей историко-бытовой материал и интерьерные типологические реконструкции) сочеталась с фондовыми выставками (систематический ряд). Одновременно с подготовкой фондовых выставок «Крестьянское искусство XVIII–XX вв.» (автор B.C. Воронов, 1921–1923), «Автографы государственных деятелей России» (1923), «Византийские памятники» (1924), «История крепостного хозяйства и быта» (1925–1926), «История тканей», «Москва в старинных изображениях» (1926), «Труд и быт рабочего населения Урала» (1926), «История торгового капитала в России» (1929) продолжалась работа по выявлению экспозиционных аспектов показа в общеисторической проблематике. Поиск новых путей и методов показа был тесно связан с развитием исторической науки, расширением её источниковой базы. Городцов, Готье, Н.Б. Бакланов, Г.А. Новицкий последовательно отстаивали предметность экспозиции перед её «идейностью».
Историческая экспозиция ГИМ 1932 г. включала не только вещевые и документальные комплексы, но и научные реконструкции, модели, схемы. Экспозиционные комплексы строились по типу «музейного предложения», подлинники иллюстрировались картами и макетами. По определению П.Г. Рындзюнского, материал экспозиции «эклектически сочетал отвлечённую формулу с вещевым её оформлением». В 1933 г. к 50-летию музея открылась выставка, подводившая итоги его работы за годы советской власти. В ней отразились не только результаты собирательской и научной работы музея, но и итоги поиска в области методики построения экспозиции. К 1934 г. экспозиция музея размещалась в 18 залах. Последний был посвящён XVIII в. В 1937 г. была открыта новая экспозиция – от древнейших времён до реформы 1861 г. В её основу был положен тематический принцип, сочетавший исторические реконструкции типологических памятников с подлинными источниками документального, вещевого и изобразительного характера. В связи с размещением на 2-м этаже Пушкинской выставки (1937) историческая экспозиция была «втиснута» в залы 1-го этажа (от археологии до конца XVIII в.).
В годы Великой Отечественной войны музей организовал ряд тематических выставок военно-патриотической направленности, материал для которых был собран на полях сражений: «Антифашистская» (1941), «Суворовская» (1942), «700 лет Ледового побоища» (1942), «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой» (1943), «Партизаны Белоруссии» (1943) и др. По возвращении в 1943 г. части собрания из эвакуации в г. Кустанай началась работа над основной тематической экспозицией. В 1945 г. было открыто 30 залов, концепция которых не представляла единого целого. В 1957 г. проведена реэкспозиция всех залов и создана систематическая экспозиция по истории России с древнейших времён до 1917 г.
Комплексно-тематические экспозиции 1950–1960-х годов («Победа советского народа в Великой Отечественной войне», 1965; «Советский народ в период развёрнутого строительства коммунизма», 1967), хотя содержательно определялись во многом государственной идеологией и текущими задачами партийной пропаганды, основывались на новых методиках комплектования и продолжали творческую разработку проблем музейного отражения современной истории, последовательно осуществляя принцип предметности и чёткое выявление экспозиционных доминант.
В 1970-е годы вновь был взят курс на полную реэкспозицию музея. Большая часть залов 2-го этажа отводилась современному периоду. Сменяли одна другую подготовительные выставки будущей экспозиции: «БАМ – стройка века» (1977), «Права, завоёванные Октябрём» (1977), «Славный путь Ленинского комсомола» (1978), «Подвиг земли Тюменской» (1981), «Единый могучий Советский Союз» (1982), «От Уренгоя до Карпат» (1984). В 1986 г. в связи с решением о закрытии музея на капитальный ремонт и реставрацию экспозиция ГИМ была демонтирована.
С 1987 г. музей проводил большую выставочную работу, организовывая (как в России, так и за рубежом) тематические фондовые выставки: «1000 лет золотого и серебряного дела», «Золотая нить России», «Русский исторический портрет», «Костюм народов России», «Фаберже и его современники», «От Октября до перестройки», «Святое искусство России» и др.
Традиции, широкие научные связи, источниковая база собрания – основа научно-исследовательской работы ГИМ. С коллекциями музея работают историки, археологи, архивисты, нумизматы, этнографы, искусствоведы. В 1925 г. в ГИМ создан институт практикантов, в котором учились А.П. Смирнов, П.А. Дмитриев, Л.В. Черепнин, Т.А. Борзова, А.В. Арциховский и др., ставшие впоследствии крупными историками.
Основными направлениями исследований в ГИМ являются научно-экспозиционное (разработка концепций будущих экспозиций и выставок музея), музейное источниковедение (история и культура России от раннего средневековья до наших дней) на основе собрания материальных, документальных и изобразительных источников, научное описание, каталогизация коллекций, исследования в области хранения, консервации, реставрации различных типов источников, музееведческие исследования (история, теория, методика музейного дела в России). В 1970 г. организованы социологические обследования музейной аудитории, психологии восприятия экспозиции различными возрастными и социальными категориями посетителей. В 1980-е годы, как направление в просветительной работе музея, стала развиваться музейная педагогика. Традиционны связи с АН и АПН. В ГИМ работает 12 проблемных советов. В составе учёного совета – представители институтов истории и археологии РАН, Московского университета, музеев Москвы. С 1993 г. проводятся конкурсы по итогам научных исследований. Ежегодно собирают большую аудиторию Забелинские научные чтения.
ГИМ – крупнейший культурно-образовательный центр. В 1874 г. была учреждена комиссия народных чтений, с 1889 г. в музее работала аудитория (позднее перестроенная и преобразованная в читальный зал при книжном собрании), где читались публичные лекции по русской истории, культуре, проводились заседания научных обществ. В 1889 г. в музее были проведены только 3 экскурсии, с 1912 г. начинается систематический рост числа посетителей. В годы Первой мировой войны проводились экскурсии для воинских частей. В начале XX в. в музее были проведены методом визуального наблюдения и анкетирования первые исследования по восприятию посетителями экспозиции.
В 1918 г. был создан отдел «показательной части» (для организации экскурсий по экспозиции музея), который в 1922 г. был переименован в отдел популяризации коллекций. Развитие экскурсионного дела как традиционной формы научно-просветительской работы связано с именами Н.С. Воскресенской, Е.П. Закалинской, С.Н. Басниной, О.Т. Козловой, А.В. Гусаркиной, Н.А. Мальцевой, Г.И. Горшковой, Ю.И. Овчинниковой и др.
Экскурсии развивались от отдельных тематических циклов к циклам обзорным, сквозным по различным аспектам истории и культуры («Страницы истории России в XI–XVIII вв.», «Россия с древнейших времён до XV в.», «Политологические экскурсии по способам производства» и т.д.). Абонементные тематические экскурсии объединяют экспозицию ГИМ и филиалов. По типам это экскурсии-лекции, уроки (в соответствии со школьной программой). Новыми формами научно-просветительской работы музея в 1993 г. стали театрализованные экскурсии, программы, сочетающие традиционную экскурсию с фольклорным и костюмированным (на историческую тему) представлением, показ слайд-фильмов («Первые Романовы», «Иван Фёдоров», «Смутное время»).
В 1970-е годы в музей расширил аудиторию за счёт работы с детьми младшего возраста (6–8 лет; автор методики О.Н. Кокшайская). Свыше 80 лет при музее работают кружки и с 1980-х годов клубы. Возникают клубы для взрослых («Педагогический клуб»). Обширна лекционная тематика музея. В середине 1990-х годов по результатам многочисленных исследований подготовлены детские и взрослые музейные настольные и компьютерные игры.