Славяне в изображении Маврикия — скотоводы и земледельцы. « У них, — пишет он, — множество разнообразного скота и злаков, сложенных в скирды».Это вполне соответствует археологическим данным.675 О характере словенского хозяйства ( правда, в областях, удаленных от границ Империи) во второй половине VI в. можно судить по материалам Бржез-но. В здешнем стаде преобладал крупный рогатый скот. По костным остаткам, он составлял более половины (52%) стада. Разводили ( в гораздо меньших количествах) свиней и овец. Была в Бржезно и домашняя птица — в первую очередь куры, но также утки.676 Коневодство играло в Бржезно крайне незначительную роль ( менее 2%).677 Но в нижнедунайских областях во второй половине VI в. его значение возрастало, в частности, благодаря угону коней у ромеев.678 Несомненно, что во многих славянских землях ( особенно на востоке) разводили и коз, которых не было в Бржезно.
Из злаков Маврикий упоминает « в особенности» просо и пшеницу-полбу.679 Это также абсолютно соответствует археологическим свидетельствам. Два названных злака преобладали на славянских полях. При этом в некоторых областях предпочтение отдавалось пшенице, в других — просу. Преобладание пшеницы отмечено, например, на поселении Бржезно, причем проса в здешнем зерновом материале менее 1% ( при 46% пшеницы). На втором месте здесь ячмень, далее с большим отрывом следуют рожь и овес — но и их здесь больше, чем проса. Жители Бржезно разводили также бобовые — горох, чечевицу, вику, а также выращивали коноплю. Садоводство представлено сливой.680
В этот период в славянских землях, вероятно, все шире распространяется пахотное земледелие. В отличие от Прокопия, Маврикий ничего не говорит о частых перемещениях славян с места на место, характерных для времен подсеки и примитивного перелога. О постепенном переходе к двуполью свидетельствует сам факт длительного существования таких поселений, как Бржезно, или общинных могильников наподобие Пржит-лук в Поморавье и Сэрата-Монтеору в Дакии.681 О том же говорит и постепенное увеличение размеров словенских посе-лений.682 Что касается антов, то они, вероятно, переходили к пашенному земледелию быстрее и почти повсеместно. У сло-вен развитие техники земледелия сопровождалось совершенствованием пахотных орудий. Однако рала с железным нараль-ником встречались преимущественно в зоне контактов с антами ( в Поднестровье и Побужье) или германцами ( в Чехии-Богемии).
Маврикий, в отличие от предшественников, не упоминает охоту как источник существования славян. Ее относительно малое место в хозяйстве доказывается и археологически. Во всяком случае, в Бржезно кости диких животных составляли лишь 2% всего материала.684
Быт славян греческие писатели второй половины VI в. описывают примерно так же, как их предшественники, что неудивительно. « Живут они среди лесов, рек, болот и труднопреодолимых озер»,685 — отмечает Маврикий. Ему вторит Иоанн Эфесский: «…люди простые, которые не осмеливались [ до нашествия 580-х гг.] показаться из лесов и из-под защиты деревьев».