Венедское поселение Рига находилось у холма Куббе, в районе современной Эспланады и Академии Художеств, в самом центре современной латвийской столицы.
Как известно, в 2001 году Рига пышно отметила своё 800-летие. И таится в этом обидная историческая несправедливость! Ведь задолго до того, как епископ Альберт заложил свой НЕМЕЦКИЙ город, здесь уже существовали поселения местных жителей. Увы, но мы никогда не сможем определить с точностью, насколько это было давно…
Известно, что уже в конце XII века, в излучине речки Риги, или Риге (она впадала в Даугаву недалеко от нынешнего железнодорожного моста), в районе площади Альберта, существовало поселение ливских торговцев и ремес ленников.
Но когда же тут поселились люди? По свидетельству датского летописца Саксона Грамматика, шведские викинги в конце IX и в начале X века появляются у «города на Двине» и дважды разрушают его.
Авторитетнейший археолог Андрис Цауне отмечает, что несомненного культурного слоя XI века ни на одних раскопках, до сих пор проводившихся в Риге, пока не обнаружено. Были найдены лишь отдельные древности той эпохи. Это немногочисленные вещи куршей (бронзовые крестовидные булавки), латгалов (украшения с колокольчиками) и при этом нет ни одного (!) предмета ливского происхождения. В отличие от Даугмале и Лаукскола в слоях X-XI веков отсутствуют предметы иноземного происхождения – наличествуют исключительно местные!
Гораздо богаче находки XII века. Именно они позволили определить точное расположение рижских поселений, существовавших к моменту прибытия сюда немецких завоевателей. Любопытно, что среди находок этого времени преобладают предметы, привезённые с Руси. Это стеклянные бусы, шиферные веретенные пряслица, раковины каури, бронзовые крестики, перстни, всевозможные браслеты. Некоторые из этих привозных предметов на территории Латвии в большом количестве обнаружены только в Риге, например, фрагменты излюбленных русскими горожанками стеклянных браслетов. Если в Риге известно более 500 их находок, то общее число фрагментов браслетов, обнаруженных в других латвийских археологических объектах того времени, ограничивается лишь двумя десятками.
В этой ситуации особо любопытен тот малоизвестный факт, что на территории Старого города были обнаружены предметы вендского происхождения. Почему-то эта тема старательно замалчивается. Но кто же такие эти венды, венеды, венеты — самый загадочный народ в латвийской истории?
Справка от музы Клио. Ранние известия о славя нах в античных источниках относятся к началу I тыс. н. э. Римскими авторами они именовались венедами или венетами. О них впервые упомянуто в труде Гая Плиния Старшего (23/24 — 79 годы н. э.) «Естественная история», содержащем географическое описание Ев ропы, Северной Африки и Ближнего Востока. О том, что под этим именем действительно скрывались славяне, свидетельствует Иордан — автор «Гетики», написанной в середи не VIвека. Он сообщает, что венеты — «многочисленное племя», проживав шее «от истоков Вистулы (античное название Вислы – И.Г.) на огром ных пространствах… Хотя теперь их названия меняются в зависимости от различных родов и мест обитания, преимущественно они всё же называ ются славянами и антами».
Сведения о ве недах содержатся в сочине нии Публия Корнелия Тацита «Германия», написанном в 98 году. Их областью была тогда территория между Германией и сарматами, западными пределами которых считалось Среднее Поднепровье. Описаны они и Клавдием Птолемеем, в его труде «Географическое руководство» (третья четверть II века). Там сообщается, что венеды — один из крупнейших этносов Европейской Сарматии. Венедами в раннем средневековье называли славян их западные соседи германцы, что зафиксировано множеством письменных источников. Гер манское название сохраняется за славянами доныне – именно так немцы именуют славян-лужичан. Венедами называют славян и прибалтий ские финны (эстонское wene, финское venelainen, карельское venea — русские, Vena — Русь). Ранее предполагали, что это название славян было заимство вано от германцев. Однако новейшие археологические изыска ния показывают, что славяне вступили в контакты с прибалтийскими финна ми независимо от германцев в сере дине I тыс. н. э., когда поселились на землях в бассейнах Ильменя и Псковского озера. При шли же они из областей, прилегающих к Висле, которые, согласно уже упомянутому Иордану, принадлежали славянам-венедам.
Любопытно, что в латвийских учебниках истории о вендах стараются не упоминать вообще, а относительно их самих, известный латышский историк Э.Мугуревич сделал глубокомысленное заключение, что это «одна из групп курземских ливов, живших в низовьях Венты и получивших своё имя от этого гидронима».
С вендами связаны некоторые сделанные в Риге находки XII-XIII вв. Ничего похожего на эти предметы в латвийском археологическом материале до сих пор не обнаружено! Археолог А.Цауне указывает, что «ввиду примитивного исполнения и дешевизны сырья их нельзя считать привозными», следовательно, они однозначно относятся к местной материальной культуре. Это, прежде всего, небольшие деревянные палочки с вырезанными на конце двумя или четырьмя человеческими лицами. Они напоминают находки многоголовых изображений богов в землях западных славян в теперешней Восточной Германии, на Волыни и на Западной Украине (Збручский идол). Ближайшие аналоги некоторых рыболовных принадлежностей, найденных при раскопках на территории Риги, можно обнаружить в археологическом материале польского поморья.
В X главе своей хроники Генрих Латвийский, описывая крещение вендов в Цесисе, отмечает: «Венды в то время были бедны и жалки: прогнанные с Винды, реки в Куронии, они жили сначала на Древней Горе, у которой ныне построен город Рига, но откуда были опять изгнаны курами; многие были убиты, а остальные бежали к лэттам, жили там вместе с ними…». Так как Цесисский могильник вендов, открытый возле станции Цесис, датируется XI веком, можно с уверенностью предположить, что в окрестностях Риги венды жили примерно в середине XI века, или даже раньше (могильник у Домского собора). Таким образом, Древняя гора могла быть первым поселением людей на территории Риги. Но где же была эта гора, знаменитая Mons Antiquus, Mons Riga?
Речь идёт об уже упоминавшихся нами холмах Куббе, мимо которых шла Песочная дорога. Рядом с этой горой располагались городские пастбища, рос лес. Остатки Древней горы, или «горы Риги», были срыты в конце XVIII века, и потому современные археологи лишены возможности исследовать городище вендов, этих, возможно, ПЕРВЫХ рижан, которых по справедливости и следует считать подлинными основателями нашего города. Таким образом, сегодня мы могли бы отпраздновать 1000-летний юбилей Риги, ибо древнейшие археологические находки, свидетельствующие о её ранней истории, относятся к XI веку. Но порочная традиция заставляет нас отдать пальму первенства епископу Альберту… Хотя задолго до прихода сюда немецких захватчиков, здесь уже существовал порт, процветала торговля, находилось два поселения местных жителей. Основанная в 1201 году немецкая «деревушка» была поначалу отнюдь не больше посёлков первых рижан. Лишь позднее, в результате слияния всех трёх поселений в 1207-1210 гг. сложился средневековый город.
Первое письменное известие о Риге содержится в написанной в конце XII – начале XIII века «Славянской хронике» Арнольда Любекского, который сообщает, что монах Мейнард основал епархию в Ливонии, в месте, «называемом Ригой» (ошибка, епархия была основана в Икшкиле). Упоминает о Риге и Генрих Латвийский в своей «Хронике Ливонии». Однако как ОФИЦИАЛЬНОЕ название города топоним Рига, упоминается лишь в 1209 году в составленном на латинском языке документе, в котором епископ Альберт удостоверяет, что в указанном году на кладбище при церкви Св.Петра в Риге (… in cimiterio beati Petri in Riga) побежденный правитель Ерсики Всеволод дарит свои владения церкви Девы Марии и получает их обратно уже в качестве лена. Тогда и прозвучало имя нового города. Но откуда же оно вообще взялось?
Версий немало. Все учёные сходятся лишь в одном: название городу дала небольшая речушка Рига, впадавшая в полноводную Даугаву в пятнадцати километрах от устья. Но возникает законнейший вопрос, почему так называется сама река? Тут уж полное раздолье для толкований! Более 20 авторов – языковедов, историков и даже представителей точных наук высказывали мнение о происхождении и значении этого слова. По мнению некоторых лингвистов, первоначально имя реки звучало как «Ринга», что по-куршски означало «кружистая». Кто-то отстаивает ливскую версию, согласно которой «риге» от ливского слова «рожь», и реку назвали Ржаной, потому что по ней подвозили зерно. Кстати, и зерновой амбар тоже именуют ригой. Генрих Латвийский производил имя города от латинского rigare, а в нижне-немецком языке это слово означает «поток, канал, канава».
Но есть ещё одно любопытнейшее толкование, которое почему-то практически неизвестно широким кругам читающей публики, хотя высказано оно было ещё в XVIвеке весьма уважаемым человеком. Немецкий гуманист, друг Мартина Лютера и деятель Реформации, Филипп Меланхтон (1497-1560) серьёзно полагал, что название города Рига могло произойти от древнего славянского населения острова Риген (Рюген, Руян), что находится у германского побережья Балтийского моря [Fischer, 152]. Выходцы оттуда, балтийские славяне — венды, первыми поселились на Древней горе, назвав городище именем своей исторической родины. Гора Риген, река Рига, город Рига, такая вот получается вполне логическая цепочка. Но самое интересное, что эта скандальная версия имеет вполне материальное подтверждение!
Как известно, остров Рюген был главной святыней балтийских славян. Там, в городе Аркона, находилось святилище бога Святовита. Стоял идол с четырьмя бородатыми головами, обращёнными в разные стороны. И держал он в одной руке меч, а в другой рог изобилия. Огромный орёл жил при храме и считался посвящённым Святовиту. Изображения четырёхликого кумира есть яркий признак культа этого славянского божества. Так вот, именно такие фигурки с четырьмя лицами и были найдены в Риге при археологических раскопках! В этом легко может убедиться любой посетитель Музея истории Риги и мореходства, где на стендах, посвящённых ранней истории города, мирно покоятся уникальные свидетельства пребывания балтийских славян на рижской земле. Всех интересующихсяотсылаем к первоисточнику: J.B.Fischer. Hinter-Bergen allgemeine und eigene Winter und Sommerlust, mit untermischten physikalischen un moralischen Betrachtungen, in Versen beschrieben von daselbt. Riga, 1745.
Подписи под рисункамиР14 Вендская красавица (по материалам археологических раскопок).Р16 Филипп МеланхтонР17 Остров Рюген.Р18 Збручский идол – четырёхликий идол Святовита-Рода. Был извлечён в 1848 г. из р.Збруч (Западная Украина). Является источником знаний о космологической системе славян IX в. В настоящее время хранится в Краковском музее. Р19 Деревянный жезл XII в., найденный на территории Риги (фрагмент)