Характерные черты язычества славянских народов следует рассматривать в контексте их исследований. Здесь появляется первая характерная черта, которая предполагает отсутствие каких-либо письменных источников, подтверждающих религиозные верования и языческую систему славян в какую бы то ни было эпоху. Это легко объяснимо политикой насаждения христианства и обеспечения дальнейшего его доминирования. Подобные мероприятия проводились на протяжении одиннадцатого и более поздних веков на территории Киевской Руси, они предполагали уничтожение письменных упоминаний о языческих богах, пантеоне или же обрядах, которые проводили славяне. Впрочем, даже такое насаждение религии не было кардинальным на местах, поэтому христианство стало сначала частью язычества для христиан, а потом – главенствующей монотеистической религией, имеющей черты язычества.
Еще одной основной чертой является базирование славянских языческих верований на общей индоевропейской основе, а также заимствование мифологических образов и отдельных тем у соседних народов. Общая индоевропейская основа предполагает наличие схожих по своим функциям и внешнему виду богов у различных народов, в том числе у славянских. К ним относятся боги солнца, боги грома и небесного огня, боги дождя и ветра, боги земли. Все они существовали в славянском язычестве и имели поначалу имена, заимствованные из иностранных традиций. Позднее, когда славянский этнос прошел первую стадию своего формирования, у людей произошла некоторая переориентация и боги получили новые имена, а некоторые – и новые функции.
В этот период в именах богов пропадает неславянский корень «дэй» или «дый», а взамен ему приходит исконно славянский корень «бог». Так появляются названия для богов, их имена: Даждьбог, Белобог и так далее. В соответствии с возможностью нового наименования появляются возможности и для сотворения новых богов. Так, в славянском язычестве появляются боги третьего поколения и последующие. К ним относятся Сварожичи, Перун, Даждьбог, Ярило и прочие. Это позволяет значительным образом расширить пантеон славянских языческих богов и возложить на них дополнительные функции. Такими функциями становится покровительство князю, его дружине, жнецам и охотникам и так далее.
Отсюда следует, что к чертам славянского язычества можно отнести его изменчивость и пластичность. Из заимствованных верований и имен божеств славяне смогли продуцировать собственное особенное религиозное течение, которое стало полноценной самобытной религией. На основе нового пантеона богов славяне придумывали все новые обряды, наделяя их исконными и аутентичными чертами и действиями.
И, наконец, главной чертой славянского язычества является его синкретизм в период после крещения Руси. Русь стала чуть ли не единственным государством на территории Европы, в котором не истребили языческую веру во время насаждения христианства. Наоборот – христианство впитало в себя культы животным и богам, некоторые святые наделялись чертами языческих богов, а сама Богородица стала отождествляться с Матерью-Землей. Такая особенность славянского язычества является уникальной и неповторимой.