Шаманизм и все то, что на него было похожим, практиковались каждой народностью и в каждом уголке земного шара. Шаманы в широком смысле этого слова были повсеместно, только назывались они по-разному. У венгров это были татлосы, лапландцев – нойды, у казахов – бакши, так или иначе, все они были якобы наделены магической силой и целительским даром, что уж говорить о том, что все они одаренные практически во всех сферах: включая музыку и поэзию. Шаманки есть и у цыган, их еще называют човали, а вот в Турции есть бекташи – клан танцующих суффиев, танцы которых очень похожи на шаманские.
Можно еще долго перечислять тех, у кого в той или иной мере сохранились шаманские атавизмы, но остается неясным, имеет ли шаманизм единое происхождение, или он зарождался одновременно в разных регионах. Какая же история шаманизма?
Некоторые исследователи считают, что все эти шаманские традиции восходят к культу Митры, который был занесен на территорию Азии с античного мира в виде религии бон, объединяющей в себе и элементы иранского зороастризма в том числе. Из Азии шаманский элемент проник и в другие регионы, повлияв на культ Тибета и Монголии. Со временем шаманизм распространился и на все континенты. В пользу того, что шаманизмы разных народов имеют общее происхождение, говорит тот факт, что все они имеют много общих черт. Не важно, Азия это или Южная Америка, Африка или Австралия, все формы шаманизма по сути своей одинаковые и используют одни и те же методы, известные еще с античных времен народами Средиземноморья.
Стечением времени религиозный мир переориентировался на аврамический монотеизм, однако древние практики не исчезли даже под натиском святой инквизиции. Шаманизмы разных народов могут иметь различия в деталях, но в целом способы, методы, техника ритуалов у них являются одними и теми же, например, это касается приемов, к которым шаман прибегает, чтобы установить связь мира живых с миром мертвых. Одинаковые у шаманов и функции, суть которых в контроле эмоционального состояния общины, а также в лечении её представителей, прибегая к сверхъестественным способностям. Основная задача шамана – превзойти свою человеческую сущность, чтобы в астральном теле перемещаться по космическому пространству.
Исследователь северных народов Штернберг как то сказал, что быть шаманом – не дар, ниспосланный свыше, а тяжелое бремя. Шаманское избранничество не передавалось по наследству, однако, хорошо, если шаман является таковым как минимум в десятом поколении – тогда он наиболее сильный. Считалось, что такому наследственному шаману помогают духи его умерших предков-шаманов.
Шаман не обязательно должен быть мужчиной, им может быть и женщина. Доля женщин среди шаманов действительно низка, но по причине того, что у женщин и так много дел по хозяйству и воспитанию детей. Например, есть такое племя хиваро, женщины которого постоянно заняты приготовлением пищи и другими обязанностями. Если женщина этого племени и становится шаманом, то только если её дети были самостоятельными. В племени хиваро женщин-шаманов очень сильно уважали. Кстати, во времена средневековья овдовевшие женщины нередко становились знахарками, однако инквизиция относилась к ним не иначе, как к ведьмам, верша над ними свое правосудие. Аналогично шаманов называли колдунами.
Женский элемент в шаманизме очень актуален и для шаманов-мужчин. Нередко ими надевается женское платье, и отращиваются длинные волосы, уложенные в женскую прическу. Недаром древнее поверье гласит, что шаман тоже могут рожать, но не детей, а различных животных. Эротический элемент имеет место во всем, что делает шаман. Его танцы, песни, колдовство обычно носят недвусмысленный характер и намеки на половое сношение. Некоторые шаманы – двуполые или предпочитают однополую любовь. Так или иначе, все они или с отклонением, или с другой какой-то странностью. Возможно, что такое отклонение и является главным признаком божьего человека и инициации человека в шаманы.