Шаманизм в современном мире продолжает успешно существовать в качестве религии многих сибирских народностей. А на берегу озера Байкал до сих пор существуют целые общины шаманов, продолжающих практиковать современный шаманизм. Они являются шаманами уже в пятом и более поколении, передают из уст в уста древние шаманские практики и секреты. Как и много лет назад, многовековые традиции продолжаются сегодня: шаманы погружаются в транс, отправляются к духам в их мир, где борются за жизнь и здоровье подопечного.
Например, большинство семей в Бурятии при болезни члена семьи или родственника тут же обращаются за помощью к шаманам. Очень часто буряты и иные народности верят в то, что человек может потерять душу. Об этом будут свидетельствовать его отрешенность и частые болезни, а без души он способен прожить не более трех лет. Поэтому часто простые люди обращаются к шаману за помощью, чтобы он вернул душу человеку.
Но современные шаманы – это не те необразованные представители древних племен и деревень, которые часто страдали психическими отклонениями. Современные шаманы пишут свои исследовательские и поучительные работы, трактаты на темы шаманизма, выступает с лекциями и презентациями собственных книг или рукописей. На своих лекциях шаманы часто демонстрируют различные ритуальные предметы, святыни, а также могут даже продемонстрировать часть ритуала или прочитать отдельные заклинания. Также они рассказывают о верованиях, по которым люди представляют три мира в нашей Вселенной. Это Верхний мир, где живут сами духи, Средний – человеческий мир с природой и живыми существами, а также мир мертвых – Нижний мир, куда уходят наши предки после своей смерти.
Шаман в современном обществе живет среди актуальных реалий и действительности, он переживает все процессы в нем, а также напоминает людям о тех традициях, которые начинают забываться. Шаман в определенное давними традициями и мифологией время совершает жертвоприношения духам наших предков и духам местности, чтобы те посодействовали и сделали жизнь людей лучше. Поэтому в современном мире шаманизм уже не воспринимается как главенствующая религия, впрочем, это не касается отдельных сибирских поселений. Народ воспринимает своего шамана, скорее, как хранителя традиций и мифологии, знатока обрядов и хранителя устного творчества. Однако до сих пор остается уникальным и неизученным то экстатическое состояние, в которое впадает шаман во время проведения своих обрядов. Это неподвластно ни одной современной науке и остается феноменом шаманов и их поколений.
Считается, что родовые шаманы с раннего детства или периода полового созревания начинают страдать психическими отклонениями и даже тяжелыми формами психических заболеваний. Но те, кто верит в шаманизм, утверждают, что это происходит вследствие переселения духа предка-шамана, который умер, в тело нового шамана. Это своеобразное посвящение и выбор будущего занятия шамана. Так происходит и теперь, поэтому нельзя оценивать все архаичные обряды и техники, состояния шаманов с точки зрения современных медицины и науки.