Камлание, или специфика алтайского шаманизма

Одной из форм шаманизма является алтайский шаманизм. Как не трудно догадаться, очагом этой шаманской культуры является Алтай. Алтайский шаманизм, как шаманизм якутов, хакасов и других народов, претерпел сильных изменений от мощного влияния тенгрианства.

Основы алтайского шаманизма не прописаны ни одним представителем этого культа. О том, что он из себя представлял в древности, можно только догадываться, отталкиваясь от устных сказаний и от того, как выглядит сохранившийся реквизит для отправления соответствующего культа. Есть определенная информация относительно того, какие заповеди у этой веры, запреты, тексты молений, однако всему этому нет документального подтверждения. Известно также, что здесь нет ярко выраженной иерархической специализации, на базе которой бы осуществлялось становление шаманов.

В алтайском шаманизме служителей культа или, проще говоря, шаманов называют камами. Считается, что кам должен уметь при помощи известных только ему магических приемов лечить людей, а также, что эта способность к целительству может переходить по наследству. Также кам, как и любой другой шаман, должен быть посредником между людьми живыми и мертвыми, в равной степени, как и балансировать между миром явным и миром духовным. Камом становится тот или иной человек по требованию духов умерших предков, даже в обход мнения общества или мнения других религий. Инициация в камы осуществляется под покровительством духов, а также под наблюдением опытных камов. После этого молодой кам принимает от старших бубен и становится полноправным шаманом, избранность которого теперь подтверждена божествами.

Обряд, который выполняет кам для того, чтобы вызвать духов и установить контакт с ними так и называется – камлание. В камлании участвует богатая мимика алтайского шамана, его жестикуляция, игра на бубне из оленьей кожи. Причем бубен может выступать не только в качестве музыкального инструмента, но и в роли воображаемого ездового животного или оружия. Опытный кам всегда знает, как сочетать удары в бубен и пение, чтобы эффективнее призвать к помощи духам или божества. Если облачение алтайского шамана не всегда соответствует его высокой квалификации, то бубен – всегда. В общении с духами голос кама и голос как-бы божества имеют разную тональность. И тут нет ничего сверхъестественного, так как кам и должен подражать голосам птиц и зверей, если он общается с духами, которые нашли себе воплощение в этих животных. То есть при необходимости шаману придется ржать и как конь, который всегда олицетворялся с ездовым животным божества. За этими процессами всегда с интересом наблюдают участники и свидетели камлания.

Вас может заинтересовать:  Философия шаманизма

Если будет необходимо, то для общения с умершими предками кам может уйти в подземный мир, как в прямом, так и в сакральном смысле. Путешествие по подземному миру требует определенной подготовки и специального снаряжения. Проводником по загробному миру служит зверь кер-тютпа, на которого впадающий в транс кам и должен выйти. Кер-тютп всегда приходит за умершими людьми и отводит их глубоко в подземелье. Камлание прекращается, когда духи покидают кама и он становится обыкновенным человеком. У шамана в его обычном состоянии спрашивать о том, что он видел во время транса, нет никакого смысла.

Для совершения камлания может подойти далеко не каждое место. На Алтае недалеко от рек Сема и Катунь есть большая поляна, которую камы уже давно облюбовали для общения с духами и различными божествами. Сейчас там находится ботанический заповедный сад, недалеко от села Камлак, название которого уже говорит само за себя. О специфике этой системы верований вы можете узнать из книги Потапова «Алтайский шаманизм».