Ни для кого не секрет, что в Бурятии, Якутии и других государствах в сибирской части Российской Федерации до сих пор продолжает существовать такая форма религии, как шаманизм. Наряду с христианством, а также буддизмом шаманизм существует и довольно успешно обслуживает потребности народов в магических обрядах и ритуалах.
Буддизм и шаманизм появились в Сибири довольно давно. Безусловно, первичным здесь был шаманизм, а буддизм был занесен значительно позднее. Зарождение шаманизма исследователи относят к каменному веку. Следует отметить, что после прихода на территорию проживания народов Сибири таких религий, как буддизм и христианство, все они стали взаимопроникающими на фоне шаманизма. Поэтому на сегодняшний день, как и много веков назад, сибирская религия представляет собой синкретическое объединение нескольких религий.
Православие (христианство) пришло в эти края сравнительно недавно – около четырех столетий назад вместе с русскими переселенцами. До этого здесь процветал исключительно шаманизм, на основе которого были построены не только мифология и медицина деревень и народов, но и их культурная жизнь и социальный устрой. Позже к переселенцам подключились и православные миссионеры, представляющие православие. А в восемнадцатом веке к народам Забайкалья обратились представители странной христианской раскольнической церкви, представляющей старообрядничество, или, как они сами его называли, древнеправославие. Подобное религиозное течение стало более понятным для язычников-шаманистов, поэтому на его примерах и некоторых догмах, законах и заповедях были переосмыслены некоторые обряды и ритуалы местных шаманов. С этого времени начался процесс объединения религий, поглощения шаманизмом элементов христианства (православия и старообрядничества).
Из Тибета и Монголии на территорию Забайкалья пришел буддизм в его форме – ламаизм. Уже более 250 лет буддизм считается официально признанной религией Бурятии. Но на иных территориях постройка культовых сооружений и различных буддистских храмов относится к значительно более раннему периоду. После прихода в Бурятию буддизм стал распространяться на запад от озера Байкал, которое стало для него естественной, природной границей. Так, буддизм нашел свое распространение на Алтае, в Калмыкии, Туве. И везде взаимоотношение буддизма и шаманизма на протяжении длительного времени изменялось волнообразно.
Экспансия со стороны буддистов привела к тому, что на определенное время из религиозной жизни народов просто исчез шаманизм. Но он не мог исчезнуть бесследно, а продолжал жить в обрядах, перешедших в буддизм. Позже были периоды, когда простые люди верили и в христианских богов, и в буддистских, при этом продолжая приносить жертвы и молиться духам местности и духам предков, как завещали шаманы. На сегодняшний день в цивилизованных городах и деревнях Сибири больше православных, но при этом даже они не перестают просить помощи у шаманов, продолжающих свою практику.