Шаманизм – одна из древнейших систем мировоззрения, сохранившихся до наших дней еще с древних времен. В той или иной форме шаманизм был характерен для каждого народа, жившего в первобытнообщинном строе. Даже некоторые современные народы Африки, Азии, Америки, образ жизни которых не сильно отличается от первобытного, по-прежнему исповедают нечто похожее на шаманизм. А если хорошо изучить свою культуру, то и в ней у истоков её зарождения можно найти немало следов, ведущих к этой древней системе мировоззрения.
Шаманизм был универсален для каждого народа, живущего в Америке, Австралии, Африки, Океании, Азии, в том числе и у народов Сибири и Дальнего Востока. Для постижения философии шаманизма далеко идти не надо, так как к шаманизму до сих пор прибегают некоторые коряки, манси, нанайцы, нганасаны, ненцы, нивхи, саамы, селькупы, удэгейцы, ханты, чукчи, эвенки, эвены, юкагиры и многие представители тюркских народностей. В древности шаманизм был развит и у живших под боком России финно-угров. Шаманский след можно заметить в верованиях скифов, сарматов и прочих племен, также участвовавших в формировании славянского этноса.
Немного известно о языческой религии древних славян, но то немногое, что дошло до наших времен уж очень напоминает шаманизм других народов. В частности речь идет о сходстве древнеславянских жрецов с шаманами. А сколько всего могут нам поведать русские сказки, в которых нет-нет, да и найдется место для персонажа, очень похожего на служителя древнего культа.
Но шаманизм – это не всегда первобытная и примитивная религия, это еще и широкое культурное поприще для древних людей. Шаманизм объединяет в себе философию, религию, искусство, этику и даже науку, так как современный гипноз и психотехника зародились именно тогда. Чтобы понять сознание и быт наших предков необходимо обратиться к их религии. Философия шаманизма заключалась в том, что каждый человек является неотъемлемой частью природы, да и всего Космоса. Из этого следует, что в основе любого шаманизма лежит то, что принято сейчас называть космизмом.
Шаман – ключевая фигура в шаманизме. У некоторых народов миссия такого жреца передавалась по наследству, но обычно шаманом становился тот, кто имеет к этому больше способностей или, как тогда казалось древним, предназначение быть шаманом свыше. Шаманом мог стать любой мальчик или даже девочка, особенно в подростковом возрасте, в котором, так или иначе, проявлялась избранность духами или других божественных сил. На избранность быть шаманом часто указывается «шаманская болезнь»: странное психическое состояние, приносящее испытуемому дискомфорт якобы ради посвящения в шаманы. Близкие родственники подростка, заболевшего шаманской болезнью, быстро обращались за шаманом, который единственный может подтвердить или опровергнуть этот диагноз. Если этот недуг действительно оказывался шаманской болезнью, то шаман брал ребенка себе в ученики.
Суть инициации в шаманы заключалась в том, что бы посвящаемый как бы испытал смерть и заново переродился. После такого перерождения шаман уже не был простым человеком, а лицом, наделенным сакральными возможностями. С помощью духов-посредников у шаманов раскрывались новые способности к ясновидению, целительству, поэзии, законодательству, правосудию и тому подобному. Главная миссия шамана – быть проводником от мира обыденного к миру сакральному, то есть мира явного и мира нематериального.