Якутский шаманизм опирается на анимизм и верования первых лесных охотников этих краев, скотоводов и земледельцев Забайкалья и Прибайкалья. Якутский шаманизм имеет в своей основе очень развитую мифологическую систему, а также множество индивидуальных магических атрибутов и свою оригинальную терминологию. Кроме этого, шаманизм якутского народа имеет особых служителей культа и свою школу посвящения в шаманы, что существенно отличает данный вид народного шаманизма от подобного религиозного течения любого иного народа.
Издавна якуты верили в то, что вся окружающая их природа является живой, имеет свою душу. Поэтому появилась и вера в то, что у каждого объекта и предмета природы есть дух. Среди природных явлений особенно одухотворенными являлись гром и молния. Дух грома имел несколько названий, в зависимости от его времени и места действия, и считался защитником от злых духов. Он преследовал их и поражал громовыми стрелами, а дерево, в которое попадала молния, считалось для якутов целебным, а его обугленные части – камнями силы.
Кроме этого, якуты также искали древние камни необычной формы, имеющие ледниковое происхождение, которые также наделяли сверхъестественной силой. Камню приносили дары после каждого случая отела коров, это были пестрые ленты, веревки и конские волосы. Если же камень неправильно задобрили, он мог в один прекрасный день оказаться перевернутым на бок, что предвещало смерть кого-либо из данной местности. А те камни, которые шаманы находили в желудке животных и птиц, обладали силой, способной влиять на погоду. Считалось, что женщинам нельзя смотреть на такие камни, иначе они теряли свои свойства.
Также якуты верили в то, что шаман может обращаться к существующим духам ветров, которых было четыре в соответствии со сторонами света. А те ветры, которые являлись промежуточными, посылались злыми духами, которые спорили с добрыми духами ветров. А вот духи воды считались женского пола, якуты называли их бабушками. Им следовало приносить пожертвования в виде конских волос или можжевеловых веток, чтобы задобрить и обеспечить деревню удачной рыбалкой. Если же в воду уронить что-либо пестрое, то духи воды могут повредить свое зрение и обидеться на человека, не дав ему больше поймать рыбу.
Наиболее почитаемым среди якутов был дух-хозяин огня, которого они изображали в качестве седовласого старичка. Ему приносили жертвоприношения, а также по треску огня шаманы гадали на будущую погоду и хорошую охоту. Огонь также нельзя было разгребать острыми предметами, чтобы не проткнуть глаза духам огня. Если они обидятся, то нашлют на человека язвы и страшную болезнь. Жух огня являлся также покровителем семьи и жилища человека, его никогда не следовало тушить. При переезде в иное жилище семья должна была перенести старый огонь в горшке на новое место, чтобы вместе с ним перешел и дух-хозяин огня. Это обеспечивало процветание и благополучие семье, в противном случае семью ждали несчастья.