Бурятский шаманизм выделяется на фоне данной религии в иных регионах тем, что имеет высокоразвитую и сложную с иерархической точки зрения структуру божеств и духов, обрядов и мифологии. Просмотрев видео про шаманизм в Бурятии, можно с легкостью подтвердить вышесказанное.
Для того, чтобы стать бурятским шаманом, человек должен обладать корнем «ухта» в своем имени, что подтверждает его наследственность от иных шаманов данной социальной группы или народности. На теле у шамана обязательно должен присутствовать какой-то отличительный знак – божественная отметина. Это могут быть как вполне телесные признаки: странно сросшиеся пальцы, огромное родимое пятно, так и психические признаки, странное поведение и даже раздвоение личности. По желанию никто не может стать шаманом, это передается по наследству, так как былой шаман выбирает, в кого вселить свой дух. К тому же, человек должен быть избранным, чтобы духи пришли именно к нему.
За всю свою жизнь и деятельность бурятские шаманы проходят девять стадий посвящения, это максимум. В зависимости от уровня шамана он мог иметь отличительные атрибуты: особый боевой плащ, бубен или железную корону. Чем выше уровень бурятского шамана, тем более сложные обряды он может проводить. Заарин – девятое звание шамана, самое высокое, однако уже к началу девятнадцатого века оно являлось редкостью среди бурятских шаманов, а сегодня и вовсе стало архаизмом. Для того, чтобы получить девятое посвящение, бурятский шаман должен был поразить всех окружающих, воспаряя над ними и над кронами деревьев. По преданиям, былые шаманы совершали подобное и творили такие чудеса, которые не под силу современным.
Первая ступень посвящения – это Ябаган-боо – только начинающий познавать шаманскую науку. Как правило, такую степень получал помощник действующего шамана. Вторая ступень – Духалган-боо – шаман, имеющий полное право обращаться к духам местности, духам огня и духам предков. Третья – Хуялгын-боо – шаман, имеющий право обращаться и просить чего-либо у духов более высокого порядка. Четвертая ступень – законный шаман – он должен принять присягу, после чего имеет право на жертвоприношения баранов всем духам, которых он только знал. Пятая ступень – Хусэтэ-боо – шаман, получивший в распоряжение бубен, с которым он мог уходить в транс и отправляться в мир духов для исцеления больного бурята. Шестая – Хотьботой-боо – шаман, который получил посох и может без обрядов впускать в свое тело некоторых духов.
Достигнув седьмой ступени, шаман получил железную корону и отныне мог обучать будущих шаманов, брать себе начинающих в помощники. Восьмая ступень – шаман, имеющий все, который имел огромное количество бубнов и других ритуальных предметов, умеющий справляться со сложными обрядами, а также вызывать дождь и ветер. Последняя степень позволяла шаману беспрепятственно путешествовать между мирами, совершать чудеса и одним своим присутствием излечивать больных людей своего племени или деревни.