Городской шаманизм – новая форма старого шаманизма. В связи с тем, что даже глухие сибирские деревушки понемногу начинают разрастаться и превращаться в современные города, верования и обряды прадедов уходят на второй план. Но это не говорит о том, что шаманизм перестает существовать. В условиях перестройки общества шаманизм также начал подстраиваться, но оставляет в своем корне все те же древние верования и обряды.
Современные шаманы проживают в городских квартирах или домах, и их быт мало в чем отличается от быта простого человека. Шаманы в городе ведут вполне научную деятельность, выпуская свои рукописи и статьи, выступая с лекциями. На последних они могут даже демонстрировать элементы заклинаний и ритуальных танцев, чем облегчают процесс изучения этого оригинального и самобытного религиозного движения. С помощью подобного научного и демонстрационного подхода к собственной деятельности шаманы возрождают среди молодежи и современных исследователей интерес к шаманизму, тем самым возвращая народ к его традициям.
Но это не говорит о том, что они утратили свои способности и потеряли дар. Городские шаманы перешли в ранг хранителей традиций и былой мифологии народа. Они напоминают о времени, когда необходимо соблюдать строгие правила поведения или пост, когда следует приносить жертву духам природы или местности, а также когда следует молиться и совершать ритуальные обряды для того, чтобы все были счастливы и здоровы. Без шаманов все предание предков было бы забыто и ушло в никуда. И пускай многие современные люди утверждают, что не верят в шаманизм и магию, но в сложную минуту они бегут за помощью именно к шаманам, так как традиционная медицина или иные области не способны помочь. В человеке осталась вера в сверхъестественное и разделение мира на три части: Верхний, в котором живут верховные духи (и добрые, и злые), Средний – мир людей и духов природы, местности, а также Нижний – мир, в который уходят умершие предки.
В условиях современного города остается все меньше настоящих шаманов, так как, привыкшие к былому, они просто не выдерживают ритма и неверия со стороны народа. Кроме этого, на улицах города все чаще можно встретить шарлатанов, которые воспользовались отсутствием достаточного количества шаманов и заняли их место. Для того, чтобы отличить шарлатана от потомственного шамана, достаточно проверить, возьмется ли он за проведение обряда без оплаты или за чисто символическую плату. Во время посвящения в шаманы новоиспеченный маг должен поклясться перед действующим шаманов в том, что не станет брать денег с неимущих и будет помогать всем, кто в этом нуждается.
Издавна шаманы так и действовали, помогая людям своих деревень и особенно нуждающимся безо всяких денег, при этом рискуя собственным здоровьем, а иногда и жизнью, ведь в процессе обрядов шаманы погружаются в экстатический транс. К тому же, как правило, у полноценного практикующего шамана всегда есть «сыновья» — помощники и его ученики, которые впоследствии могут занять его место.