У ирландских гэлов божество из Туата Де Дананн, внук Балора, бог солнца, света, войны и ремесел. Он воспитывался у фоморов, но, повзрослев, пришел в Тару, ко двору Нуаду, и попросил, чтобы Племена богини Дану признали его своим. Лугу пришлось выдержать ряд испытаний, по завершении которых он получил прозвище Самилданах («искусный во многих ремеслах»), а Нуаду уступил ему верховную власть; во второй битве при Маг Туиред Племена богини возглавлял именно Луг. После изгнания Туата Де Дананн из Ирландии Дагда передал Лугу во владение сид Родрубан, откуда бог неоднократно появлялся, чтобы помочь своему «крестному» Кухулину.
Главный атрибут Луга – чудесное копье, перед которым никто и ничто не могло устоять. Благодаря этому копью он получил прозвище Ламфада – то есть «длиннорукий». Кроме того, к числу атрибутов этого бога принадлежат праща (которой, в частности, он поразил Балора) и чудесный пес, непобедимый в схватках. Все эти сокровища добыли для Луга сыновья Туйреанна – боги Бриан, Иухар и Иухарба (еще одна триада богов ремесла) – в возмещение штрафа, наложенного на них Лугом за убийство его отца Киана.
У континентальных кельтов этот бог почитался под именем Лугос. Его признавали основателем Лугдунума (современного Лиона). Юлий Цезарь в «Записках о Галльской войне» отождествлял Лугоса с римским Меркурием: «Из богов они больше всего почитают Меркурия. Он имеет больше, чем все другие боги, изображений; его считают изобретателем всех искусств; он же признается указателем дорог и проводником в путешествиях; думают также, что он очень содействует наживе денег и торговым делам».
Лугу был посвящен Лугнасад – один из четырех важнейших календарных праздников, отмечавшийся 1 августа. Император Август в 12 г. до н. э. своим эдиктом повелел жителям Лиона отмечать в августе день города, тем самым, вероятно, поддержав народный обычай.
В валлийской традиции сходный с Лугом персонаж носит имя Ллеу Ллау Гивс; это сын Арианрод и Гвидиона, родоначальник валлийцев.