Несмотря на очень сложное и неоднозначное определение этого термина, «язычество» в нашем понимании — это вера далеких предков в целый пантеон различных богов. В более широком представлении, языческая вера – это все политеистические и неавраамические религии. Сейчас адептов язычества очень мало, так как предки большинства ныне живущих людей были обращены в христианство или ислам и установили тем самым новые традиции для своего потомства.
Можно долго говорить о нецивилизованных представлениях древних людей, но уж в чем они понимали толк, так это в шумных и веселых религиозных праздниках, некоторые из которых дошли до наших дней в несколько прилизанном виде. Это Новый Год, Рождество, Масленица, Пасха, Коляда, Ивана Купала и другие славянские языческие праздники в христианстве. Всё это волшебное преобразование времен года с перерождением зимы в весну, и так далее, фиксировалось в календаре языческих праздников восточных славян, который сейчас трудно восстановить ввиду скудности сохранившихся сведений о нем.
В таком календаре наверняка была отпечатана всякая традиция и то, как народ представлял себе вечность и родство с природой. Для древних славян, как и для современного обывателя, год представлял собой чередование труда и отдыха. Такое расписание древних языческих праздников и обрядов славян, если взглянуть на это с практической точки зрения, было крайне важным для упорядочивания рабочего ритма и экономии жизненных сил. Да и психологически календарь был полезен, так как давал древнему человеку объяснение многих вопросов и понимание неслучайности того, что вокруг происходит. Анализ языческих праздников зимнего и летнего солнцестояния внушал нашим предкам оптимизм относительно того, что все умершее рано или поздно когда-нибудь переродится.
Языческие, как и христианские праздники на Руси были не только сигналом для отдыха, ведь древние славяне искренне верили, что в эти праздничные дни стирается грань между миром материальным и миром духовным, где обитаю духи умерших предков. В этом контексте календарь представлял собой список священных событий, которые неминуемо произойдут и только в таком порядке. Течение времени проявлялось сменяемостью одного времени года на другой. Примечательно, что для славян было не четыре, а восемь точек сезонного перехода, что весьма необычно даже для древней традиции. Помимо дней зимнего и летнего солнцестояния, а также весеннего и осеннего равноденствия, сакральными считались дни, с которых начинались годовые сезоны, а именно в первых числах месяцев май, февраль, август и ноябрь.
Предки считали, чтобы войти в этот мир целиком и наладить лад со всей Вселенной, необходимо было прожить хотя бы один год по этому календарю, с соблюдением всех указанных в нем праздников, обрядов и традиций. Древние славяне с большим трепетом ожидали и соблюдали каждую из восьми перечисленных сезонных точек, когда происходит переход в иной мир. У них было четкое понимание того, что и умирать придется, но неминуемо и воскрешение. Чтобы понять древних, необходимо хотя бы прожить так, как они. К сожалению, или к счастью, полное представление о древней славянской традиции утрачено, даже после интеграции языческих праздников в Христианство, всю информацию об этом переправить в наше время не удалось.