ЯЗЫЧЕСТВО, термин, введенный богословами для обозначения ранних форм религ. верований — анимизма, фетишизма, тотемизма, магии и др. В совр. науке чаще употребляется термин политеизм ( многобожие ). Возникнув в первобытном об-ве, Я. в процессе развития человечества подвергалось воздействию со стороны теистич. религий (иудаизма, христианства, ислама) и само активно влияло на их развитие. Языческие представления древних башкир были наиб. полно описаны Ибн Фадланом в 922 (см. Верования доисламские). Подавляющая ч. мигрантов из Поволжья в Башкортостан была язычниками. Это мари, мордва, удмурты, чуваши. Мир, по представлениям язычников, разделен на 3 осн. зоны: верхняя (небо с Полярной звездой в ц.), средняя (земля, окруженная водами океана), нижняя (загробный мир холода и мрака). Мировой осью служит дерево или гора. Верховный бог и высшие божества — обитатели верхней зоны, второстепенные и бол-во духов — средней, силы зла — нижней. Напр., в марийском Я. к высшим богам причислялись: Туня-юмо, управляющий ветрами и облаками, Ош-кече-кугу-юмо — солнца и света, Кава-юмо — неба, Меркугу-юмо — покровитель людей и Кудырчы-юмо — урожая, дом. ж-ных, он же гл. борец со злыми духами. Меньшим почитанием пользовались божества: Ужара (заря), Тылызе (луна), Шудыр-шамьи (звезды) и др. Злых духов загробного мира (бога смерти Азырен и др.) возглавлял его владыка Киямат. Ряд духов был в подчинении у бога Кугурака (Кугуен) — покровителя мари. Отд. явления природы олицетворяли духов-матерей (ава): воды — Вют-ава, солнца — Кече-ава (одновр. покровительница семьи), ветра — Мардеж-ава. Почитались священные деревья (липа, береза, дуб), личное дерево (люмдымопу), тотем деревни — шукум и гр. деревень — мир кюсе. Гл. религ. праздником считался Кучокюсе, проводимый в течение 2 недель перед сенокосом как великое жертвоприношение осн. богам. Марийское языческое жречество (онайены) не имело иерархии, передавало свои знания от отца к сыну. Много общего у марийского Я. с мордовским. Кол-во богов (пазов) у этногр. группы эрзя доходило до 77. Верх. богом считался Вере паз, нижним — Нишке паз. Оба они олицетворяли мужское начало. Наиб. почитаемы были богини-духи: леса — Вирь-ава, воды — Ведь-ава, поля — Норов-ава. Почитались разл. духи-хранители, священные рощи, где совершались религ. обряды с жертвоприношениями и молениями. Были жрецы и варцы, ответственные за приготовление жертвенной пищи. В мордовском Я. преобладал жен. пантеон божеств, в к-ром можно усмотреть отголоски древних матриарх. верований. В старину у мордвы бытовал обычай женить малолетних сыновей на взрослых девушках. Этот обычай был зафиксирован и у др. языческих народов: мари, хантов, алтайцев, чувашей, удмуртов. Следы древних тотемистич. верований прослеживаются, напр., в головном уборе ( сорка ) замужней женщины — мордовки, к-рый имел твердый выступ, напоминающий рог. О распространении культа птиц говорят жен. украшения (подвески, имитирующие уточку и утиные лапки), орнаменты на вышивках и т.д. Для удмуртского языческого пантеона характерно более 40 всевозможных богов, божеств, духов и разл. мифологич. существ. На вершине пантеона — могуществ. бог Инмар (Иммар) — бог верх., светлый, белый, дорогой, великий. Наряду с Инмаром, особо почитался др. добрый бог — Мукылчин (Кылчин, Инмаркылчин) — бог Земли, создатель и творец всего. Их мифологич. оппозицией, средоточием темных, разрушит. сил является Луд (Керемет). Низшие божества и духи: Коркакузе — домовой, Минчокузе — банный, Бакчакузе — огородный, а также духи болезней: син усен (сглаз), мыж (порча), чер (болезнь), щуккем (паралич) и такие демонич. существа, как Акшан, Албасты, Ведон и др. Особое место отведено служителям культа высшего (гл. жрецы) и низшего рангов. Среди служителей культа особое место принадлежит торо (наиб. уважаемое и почетное лицо), к-рый своим присутствием как бы освящает обрядовые действия, хотя непосредств. участия в руководстве обрядом не принимает. Служители культа и все участники моления облачаются в белую одежду. Среди святилищ особо значимым является куала — ритуальная постройка из бревен с крышей и земляным полом, с очагом в сер. и полкой (мудор жажы) в углу, где хранятся предметы-святыни, принадлежащие духу — покровителю данного рода — Воршуду. Предст. каждого воршудного объединения имеют свою куалу. При совершении обрядов, предназначенных тому или иному божеству, должны присутствовать спец. дерево и жертва (напр., Инмар-Куазю — ель и домашнее ж-ное белой масти). В чувашском Я. верх. бога Султи Тура с его семейством окружали подчиненные ему добрые божества, такие как Кепе, ведавший судьбами людей, Пулехсе, непосредственно назначавший людям судьбу, Пихампар, дающий людям их душевные качества, он же покровитель домашнего скота, Пирешти, охраняющий людей от несчастий. В пантеоне злых богов и духов после дьявола Шуйттана видное место занимал грозный полевой бог Киреметь. Число Киреметей у чувашей достигало 11-12. В их честь устраивали коллект. моления с жертвоприношениями. Место поклонения Киреметю огораживалось забором и считалось особо почитаемым. Злым духом у чувашей считался Йерех, живущий рядом с человеком. Он представлял собой жен. или муж. оловянную фигурку или куколку. Хранились они почти в каждом доме в спец. кузовках или лукошках. Сроки проведения религ. обрядов определяли знахари (юмас, мачавар).
Язычники-переселенцы на протяжении неск. столетий подвергались давлению со стор. христианства и ислама. К 1917 были крещены: мордва — вся, чуваши — 92%, удмурты — 8,9%, вост. марийцы — 4,7%. Следы исламского влияния отразились в ряде обрядов марийских язычников (вера в пьямбора — пророка; начальное слово, произносимое жрецами при обрядах: Бисмилла, кугу-юмо ; поминки по умершим на 40-й день после погребения и т.д.). Языческие обряды и обычаи наименее затронуты христианизацией у мари. В 20-60-е гг. 20 в. они активно отмечали осн. языческие праздники Кую-кюсе , Шошоала — пайрэм (завершение вспашки весной) и др. Центром марийского Я. в респ. являлись Мишкинский р-н (дд.Чураево, Большесухоязово, где находится общемарийская священная роща Султан Керемет , Тынбаево, Букленды, Баймурзино, Кайраково, Кемеево, Староарзаматово), а также дд. в Калтасинском, Балтачевском р-нах. По данным 1972 в респ. насчитывалось 8 священных рощ и 25 нелегальных религ. гр., к-рым было отказано в регистрации. В нач. 90-х гг. инициативная гр. марийских язычников получила возможность легально совершать свои обряды. Тенденция к возрождению древних религ. верований наблюдается также у удмуртов, в нек-рой степени у мордвы и чувашей.