Очевидно, что греческая религиозная традиция наложила большой отпечаток на пантеон римских богов, если не сказать больше. Об этом свидетельствует то, насколько сильно соответствуют функции и характеры некоторых греческих и римских богов, отличающихся друг от друга разве что именем. Некоторые римские боги берут свое начало из более древних преданий, пронизанных идеей о божественной силе природы, и потому были самобытными. Однако, потом, уже сформированные, оказались под сильным влиянием Греции, когда та к 5-6-му веку до нашей эры переживала расцвет эллинской культуры. Грубо говоря, в определенный момент божественный пантеон Рима не выдержал конкуренции с Грецией, так как носители обоих культур находились в активной взаимосвязи друг с другом.
Ярким примером того, как Греция «проникала» в Рим, служит деятельность Ливия Андроника, римского автора третьего века до нашей эры, который первым перевел «Одиссея» Гомера на латынь. Впоследствии Ливий (да и много других римских авторов) и сам заимствовал для своих текстов романтизированных греческих богов, а вскоре в пантеон Рима перекочевали новые и наиболее яркие представители греческой мифологии, например Аполлон и Эскулап. Таким метаморфозам способствовала открытость римлян ко всему новому и в определенной мере практичность, поскольку впустив, таким образом, в свою религию свежую «кровь», Рим становится более привлекательным в глазах некоторых народов, что для расширяющейся империи крайне важно.
Облегчала «скрещивание» религий и общая для обеих культур политеистическая концепция. И в Греции, и в Риме боги имели много общего с людскими качествами: начиная с внешнего вида, заканчивая низменными страстями. Поэтому римляне считали, что ничего страшного не произойдет, если они возьмут нескольких греческих богов, адаптируют их под такой же средиземноморский, но несколько иной «климат» и безболезненно интегрируют в свой пантеон богов. Что касается изменений черт и качеств богов, то тут римлянам предоставлялась полная свобода действия, так как важно было, чтобы новые боги (как и измененные старые) «прижились».
Как известно, у города Рима есть своя легенда происхождения, согласно которой, если бы волчица не вскормила оказавшихся на произвол судьбы близнецов Ромулу и Рема, то город и некем было бы основывать. Все по тем же преданиям, братья были детьми бога Марс и весталки Реи, что является одним из первых упоминаний персонажей римской мифологии. То есть своя мифология однозначно была, однако теперь её сложно отделить от заимствованных элементов.
И древние греки, и древние римляне с одинаковой важностью отдавали почести богам, покровительствующим урожаю, семье, дому, а также природным стихиям. Однако, у обоих были боги, которые заслуживали специального внимания. Если жители Афин особенно чтили и строили храмы для богини Афины, то в Олимпии проводили Олимпийские игры в честь Зевса, главного бога-олимпийца. Вместе со своим характером в новый римский пантеон боги перенесли и свою высокую значимость. Так Афина стала Минервой, богиней мудрости и войны, а Зевс – Юпитером, богом неба и всего сущего. Наиболее важными римскими богами также стали: Венера (богиня красоты, как и греческая Афродита), Меркурий (бог торговли, как греческий Гермес), Церера (богиня плодородия, как и греческая Деметра), Нептун (бог моря, как и Посейдон в Греции) и многие другие.
Что может быть принципиальным отличием в пантеонах древнегреческих и древнеримских богов? Кончено, даже несмотря на сильное влияние греческой культуры, общего у этих систем верований не так много. Но главное, боги греческого пантеона живут относительно организованно, даже дружно, в то время, как римским богам присуща безалаберность, что, наверняка, отражает ментальность народа, принявшего этих героев.