Самыми ранними формами традиционных африканских религий были фетишизм, т. е. почитание предметов, наделённых сверхъестественной силой, тотемизм — почитание мифических предков рода или племени, и анимизм, т. е. вера в души и духов. Они встречаются в религиозных представлениях всех народов мира на ранних этапах человеческой истории.
Фетишизм в Африке
Фетишизм в Африке распространён в форме культа обожествляемых материальных предметов — от деревянных столиков, брусков, раковин, камней, деревьев, скал до предметов традиционного африканского искусства (статуи и статуэтки людей и животных, различные украшения, маски, барабаны), всевозможных талисманов и амулетов (предметов, защищающих от болезней, несчастий и приносящих удачу). Фетишистские представления часто переплетались с анимистическими, и поэтому бывает трудно отделить одни от других.
Среди многообразия африканских фетишей учёные выделяют несколько условных групп. Это фетиши, предназначенные для семей и родов: для общин, племён и племенных объединений; так называемые общенародные или общегосударственные фетиши и, наконец, фетиши личные.
Семейные и родовые фетиши появились на заре человеческой истории. Такими фетишами были, например, каменные топоры, почитавшиеся в глубокой древности как окаменевшие молнии божества воды и грома Фаро у народа бамбара (Мали) и божества грома и молнии Шанго у йоруба. У бамилеке (Камерун) можно перечислить около 20 общеплеменных фетишей, в том числе священные камни, барабаны и гонги, табуретки и троны предков, глиняные трубки, слоновьи бивни, шкуры леопардов, кожи питонов и т. д.
В средневековом государстве Лунда (существовало на стыке территорий современных Анголы, Замбии и Заира) наибольшее распространение получили деревянные изображения животных и людей. Общенародные фетиши почитались в Африке как высшие святыни и имелись, в частности, у ашанти (Гана) и баганда (Уганда). История одного из них — так называемого Золотого трона — полна драматизма. О ней некогда говори : весь мир, ей посвящены многие статьи и книги.
К числу наиболее известных и значительных фетишей, призванных обеспечить контакты между земным и священным мирами, между живущими, с одной стороны, и духами и богами — с другой, относятся статуи, статуэтки, маски и тамтамы (барабаны). И сегодня они являются непременной принадлежностью многих ритуальных церемоний и обрядов. Статуи и статуэтки предназначены для воздействия на участников церемоний своей торжественной подвижностью, маски же, наоборот, — своим динамизмом.
Роль барабанов не сводится к простому ритмическому сопровождению религиозных шествий, танцев и песнопений. «Они, — пишет французский исследователь Верже, — считается существами, наделёнными душой, личностью. Их освящают, время от времени в них вливают новую силу лутём приношения даров и жертв… Если барабан во время церемонии опрокидывается, то церемонию сейчас же прерывают… У каждого барабана есть свой исполнитель, которому разрешается… играть на нём лишь после особого посвящения и длительного обучения».
Широко были распространены в Африке и личные фетиши. Чаще всего их получали или покупали у колдунов, знахарей и прорицателей, которые освящали фетиши и «отвечали» за их действенность. Фетиши должны были помогать своим обладателям, оберегать от врагов, болезней и других напастей. Некоторые фетиши могли действовать самостоятельно, без посредничества колдунов, но самыми сильными считались фетиши, которые подчинялись им. Поскольку поведение фетишей часто непредсказуемо, их побаивались и старались задобрить. Обладатель фетиша ублажал его, совершая определённые ритуалы и делая подношения. Если же приобретённый фетиш «изнашивался» или вообще не действовал, его возвращали изготовителю. Иногда «провинившиеся» фетиши даже наказывали.
Интересен африканский обычай истязания фетишей, причём не только для наказания их, но и для побуждения к действию. Например, прося о чём-нибудь фетиш, африканцы вбивали в него железные гвозди, полагая, что после этого фетиш лучше запомнит обращенные к нему просьбы и обязательно выполнит их.