Фетишизм, анимизм, тотемизм – это формы первобытной религии, которые позже были трансформированы в иные верования. Религиозный первобытный фетишизм подразумевал культ неодушевленных предметов-фетишей, которые якобы обладали сверхъестественными свойствами. Такой вид религии существовал у первобытных племен по всему миру. Но само определение, виды, понятие, история фетишизма начали изучаться лишь в конце восемнадцатого века с распространением путешествий и мореплавателей. Само же слово «фетиш» стало известно европейским морякам после их путешествий в Западную Африку в середине пятнадцатого века.
Фетишем мог стать любой материальный предмет, который в каком-либо смысле сумел потрясти воображение человека. Это мог быть самый простой камень, имеющий необычную форму, или кусок дерева, какая-либо часть тела животного, будь то засушенные лапки или клыки и прочее. Позднее человек стал изготавливать фигурки из различных материалов: из дерева, кости, камня, металла. Часто фетишем мог стать обычный предмет обихода, если вместе с ним его владельцу сопутствовала удача. Так и начала зарождаться магия фетишизма. Когда же фетиш переставал приносить удачу, терял свою магическую силу, его в экстренном порядке заменяли на иной предмет. Многие народы Африки даже давали имена своим фетишам, а после удачного дня или процесса благодарили их, как человека. И подобный фетишизм в религии сохраняется до сих пор, так как первобытные племена оставили своих потомков. Сегодня можно встретить африканские племена с идентичным религиозным фетишизмом – первобытной религией.
До наших дней в трансформировавшемся варианте фетишизм дошел в форме амулетов. Эти вещички оберегают своего владельца, приносят ему удачу и защищают от негативных и темных воздействий извне. И это не обязательно амулеты на шею или в виде браслетов, как мы привыкли думать. К фетишам также относится часть земли или горной породы, принесенные со святых мест или знаковых для человека, изображение почитаемого животного или такого, с которым человек ассоциирует сам себя, а также небольшой кусочек священного дерева, ткани или даже мощи. Все это до сих пор остается во многих религиях, как отголосок фетишизма: мощи святых, плащаница, крестики и ладанки и прочее.
Трансформированный фетишизм также проявляется в виде татуировок на теле. Они могут иметь форму амулетов и защитных знаков, а также быть простыми портретами умерших родственников. Последнее также приходит к нам из давних времен, когда существовал культ предков. В Китае, в Европе и на территории проживания славянских племен культ предков выражался по-разному, но существовал в схожее время, а также продолжает существовать. Предметы фетиша-культа предков – это и фотографии, картины с изображением предков, и их амулеты и личные вещи, и специальные знаки, которые вешались над дверью или в доме. У славян культ фетиша тела предка дошел до того, что умерших стали хоронить под порогом дома, чтобы их души оберегали дом и живущих в нем от плохих людей, переступающих порог жилища.
Помимо существования в своем первобытном состоянии, фетишизм начал трансформироваться и становиться более современным с точки зрения формы. В современном мире это женский, мужской товарный фетишизм, одной из форм которого является шопоголизм. Шопоголики наделяют приобретаемые ими одежду, предметы интерьера и другие вещи особенным значением. Это уже не похоже на первобытный религиозный фетишизм, так как вещи служат несколько иную службу, но все же им продолжают поклоняться и основы фетишизма остаются неизменными. А сексуальный фетишизм по Фрейду – вовсе отдельное его ответвление, направленное исключительно на интимную сферу жизни человека. Сюда может относиться и фут фетишизм, и фетишизм иного характера. В современном мире такие отклонения от нормы считаются заболеванием психического характера, поэтому широко применяется лечение от фетишизма различного проявления. А вот называемый русский фетишизм – новое ответвление фетишизма, которое подразумевает еще и национальную идею – лечить не торопятся.