Народы Северной и Северо-Восточной Африки с древнейших времен развивались по собственному пути, отличавшемуся от пути развития племен Тропической и Южной Африки. Здесь издавна существовали цивилизации, основанные на земледелии и скотоводстве, самой известной из которых была цивилизация Древнего Египта. К западу от нее располагались могущественные рабовладельческие государства: Карфаген и Нумидия. Понятно, что религиозные системы народов Северной Африки были более развиты, а племенные культы стали весьма редким явлением. Уже в начале нашей эры Египет стал одним из центров зарождения христианства, вскоре распространившегося почти по всей Северной Африке.
Но торжество христиан было недолгим. В VII—VIII вв. арабские завоевания привели к торжеству ислама, вытеснившего христиан практически из всех африканских стран. Исключение составили большая часть Эфиопиии области Египта, где сохранились приверженцы христианства — коп-ты. На остальной территории Северо-Восточной Африки утвердился ислам. Следует отметить, что в африканских странах он сильно видоизменился, приспосабливаясь к месгным условиям. В некоторых местах население усвоило лишь внешние формы мусульманства, сохраняя свои традиционные верования. Тем не менее ислам считается господствующим в Алжире, Тунисе, Марокко, Судане, Сенегале, Мавритании, Сомали, Ливии, Центрально-Африканской Республике и некоторых других государствах.
Новая эпоха распространения христианства в Африке была связана с европейскими колониальными захватами. При этом нередко католические и протестантские священники не только распространяли христианство, но и пролагали дорогу колонизаторам, облегчая им подчинение новых территорий. В целом, однако, успехи христианизации оказались достаточно скромными. Основными причинами этого стали: межконфессиональная вражда и сопротивление местного населения, часто сохранявшего верность традиционным культам. Значительное число приверженцев христианства проживает сейчас в Южно-Африканской Республике, Нигерии, Либерии, Уганде и ряде других стран.
Эпоха деколонизации и образование независимых государств на Черном континенте заставила христианскую церковь пересмотреть свою ПОЛИТИКУ там. Возросло число миссионеров, стремившихся действительно помочь народам Африки в преодолении отсталости и наследия колониализма. Среди церковных иерархов, в том числе и высшего ранга, появились выходцы из Африки. Отношение к местным культам стало более толерантным, да и вообще христианство оказалось в большей степени, чем другие мировые религии, способно к взаимодействию с первобытными верованиями.
Можно выделить несколько основных концепций, общих для первобытных религий и для христианского учения. Это близость к природе, любовь к земле, осознание слабости человека и признание необходимости в поддержке его со стороны высшей силы для обеспечения благополучной жизни. Сюда же можно отнести глубокое убеждение в том, что кроме нашего мира существует другой мир после смерти, где жизнь очищается и преобразуется. Не в каждой первобытной религии присутствуют все эти черты, но в большинстве из них можно найти немало общего с христианством. Итогом этого стало возникновение в Африке большого количества новых религиозных течений, образовавшихся в результате смешения христианства с местными религиями.