Наиболее архаические формы социально-экономических отношений, а также религии сохранились у южноафриканских кочевых племен охотников-бушменов. Их своеобразная социальная организация, религия и культура были почти полностью уничтожены европейскими колонизаторами. Поэтому сведения о религии бушменов базируются на описаниях, составленных европейскими миссионерами и путешественниками.
Бушмены верили в загробную жизнь и очень боялись покойников. Исследователи-этнографы отмечали следы магических верований у бушменских племен, а также отчетливо видные следы тотемизма. Об этом свидетельствуют многочисленные наскальные изображения полулюдей-полуживотных, мифы, в которых животные превращались в людей и наоборот, названия родов именами животных.
В отличие от других африканских народов, у бушменов не было культа предков, а наиболее характерной особенностью их религиозных воззрений был охотничий промысловый культ. Молитвы о даровании удачной охоты возносились солнцу, звездам и различным сверхъестественным существам, в том числе кузнечику Цагну, который носил то же имя, что и небесный дух, считавшийся создателем земли и людей (в переводе «Цагн» означает «господин»). По-видимому, Цагн — один из главных персонажей бушменских мифов — соединял в себе черты тотема, культурного героя и высшего существа. В одной из легенд описывается его борьба со слонами:
«Как-то Цагн отправился за медом, взяв с собой маленькую газель. Цагн выкапывал мед диких пчел, а маленькая газель сидела наверху на куче земли, выброшенной из норы. Мимо проходили слоны, и слониха посадила себе на спину маленькую газель и унесла ее…
И вот он (Цагн) отправился в путь. Поднявшись на холм, он заметил дома слонов и увидел маленькую газель, игравшую с детьми слонов. Он обрадовался и воскликнул: Моя Катгау здесь, вон она играет среди детей слонов!
Но пока он спускался с холма, слоны заметили его. Слониха подбежала к маленькой газели, схватила ее и проглотила. Затем она села возле дома и стала ждать Цагна. Цагн подошел к ней и спросил, где маленькая газель. Слониха ответила, что у нее нет маленькой газели. Но Цагн сказал, что он все видел: только что малыш играл здесь, а потом слониха его проглотила. Слониха должна отдать ему ребенка, так как сестра очень рассердилась на него.
Слониха же не хотела отдавать маленькую газель. Тогда Цагн заявил, что сделает так, чтобы ребенок вылез. Как же ты ухитришься вытащить ребенка? — спросила слониха. Цагн сказал: Я войду в твой рот’.’ Но слониха ответила, что она его выплюнет. Тогда Цагн сказал, что он заберется ей под ноготь, а слониха ответила, что она его вытащит.
Пока они так сидели и разговаривали, их обступили другие слоны и наставили на Цагна свои бивни. Тогда Цагн вошел в пупок слонихи, добрался до маленькой газели, которая была там внутри, завернул ее в шкуру и повесил эту шкуру через плечо. А слоны все стояли вокруг слонихи и ждали, когда Цагн будет вытаскивать маленькую газель, чтобы забить его до смерти. Цагн разрезал внутренности слонихи и, пока слоны ждали его у пупка, вышел через хобот слонихи, неся на спине маленькую газель. Слониха упала мертвой. Тут один из слонов сказал: Цагн прошел по голове нашей подруги’; И они стали теснить Цагна, собираясь убить его.
Тогда Цагн взлетел вместе с маленькой газелью и сказал: Разве можете вы со мной сравниться? Ведь я — Цагн, я -— колдун, вы не можете со мной соперничать, а вы пытались украсть у меня малыша! И он отправился домой»*.
Как и бушмены, сохранили свой традиционный уклад охотников и собирателей племена пигмеев, проживающие в Центральной Африке. Важнейшие религиозные воззрения их связывались с охотой. Основным объектом их почитания был лесной дух, хозяин дичи и покровитель охоты. Представления о нем были довольно смутными, и даже именовался он по-разному. Сильны были у пигмеев и тотемические верования. В качестве тотемов почитались в основном животные: леопард, различные обезьяны, муравьи, змеи и лишь изредка растения. К тотему относились как к родственнику, запрещалось не только употреблять мясо тотема в пищу, но и даже дотрагиваться до какой-либо его части.
У пигмеев существовала система возрастных инициации особых обрядов посвящения подростков во взрослых членов племени. Посвящение проходили все мальчики 9—16 лет, проводилось оно в лесу, в особой хижине, куда был запрещен доступ женщинам и детям. Обряд инициации, во время которого подростки подвергались различным испытаниям, рассматривался как приобщение к некоей магической силе, необходимой каждому охотнику. Прошедшие посвящение образовывали своего рода тайный мужской союз, называвшийся Торе в честь лесного божества.