Тотемизм является сложным термином, который различные исследователи и ученые употребляют в совершенно разных контекстах и значениях. Общепринятым остается определение тотемизма как особой религиозно-социальной системы, которая базируется на культе тотема – общего предка. Но какова суть тотемизма?
Тотемизм – это взгляд на природу и вселенную, человека и жизнь в целом, присущий аборигенам, влияющий на их социальные взаимоотношения и мифологию. Тотемизм питает обряд аборигенов, а также связывает их с прошлым. Этот взгляд связывает воедино человека с природой и всеми, кто ее населяет. Составные части природы дают жизнь друг другу, взаимосвязаны и имеют очень много общего – на таком взгляде и был построен первичный религиозный тотемизм. Однако, следует помнить ту особенность, что тотемизм не имеет ничего общего с религией в современном ее понимании, он является причиной ее появления в будущем. Тотем – это какие-либо животное, явление природы или иное создание, которому приписывают родство с человеком, схожесть с ним, но никак не божественные качества. Все покровительство тотемного животного основывается на его естественных характеристиках, ему ни в коем случае не приписывают божественные и сверхъестественные свойства.
Если говорить в общих чертах о сущности тотемизма, то она заключается в следующем: человек, как и все живое, что его окружает, является неотъемлемой частью природы, он имеет ту же жизненную сущность, душу, что и все живое вокруг (к этому живому могут относиться и неодухотворенные предметы, по мнению аборигенов), и не имеет никаких резких отличий, выделяющих его из других живых видов. По представлениям первобытных племен аборигенов Африки, Австралии и Северной Америки в самом начале человек, животные, птицы, растения и все объекты природы, которым приписывалась душа, не имели современной их формы, были чем-то аморфным. А та жизненная сущность, душа, которая содержалась в человеке, была аналогичной тем, которые содержались в иных формах жизни.
Поэтому все воплощения в различных телесных формах имеют одни и те же жизненные стержни, души (по законам анимизма). А из этого следует, что любой одухотворенный предмет в природе может быть предком человека. Отождествление природных предметов, животных и людей в прошлом становится почвой для возникновения представлений, по которым провозглашается их телесная близость во времени настоящем.
Единство между человеком и природой со всеми ее проявлениями является всеобъемлющим, однако проявления оно имеет исключительно индивидуальные или узкогрупповые. Так повелось по причине того, что первобытные племена жили узкими общинами, не имея соседей, либо же враждовали с последними. Тотемы выбирал шаман, которому они приходили во время снов или ритуальных обрядов, как образы предков. Также индивидуальные тотемы могли быть переданы по наследству, а коллективные распространялись на весь клан или род. Часто человек получал имя от названия своего тотема, а после его смерти родственники переименовывали животное, чтобы иметь возможность использовать его в собственных личных потребностях, в том числе употреблять в пищу. У группы и даже индивидуума может быть сразу несколько тотемов, один из которых является главным.