Магия анимизма, тотемизма, фетишизма, догматизма, синтоизма – все они по различным сведениям могли стать основой религии. Особенно ярко лингвистические, исторические и этнографические данные говорят о фетишизме. Поначалу человека особенно не интересовали предметы, которые не имели непосредственного отношения к его деятельности, как то собирательство или иного промысла. Позже, как следствие врожденной человеческой любознательности, его стали манить более обширные понятия, явления и предметы. Этот период и стал первой ступенью олицетворения – процесс фетишизации.
Фетишизация – наделение человеком предметов окружающей его природы свойствами сверхчувственными. Таким образом, человек представлял большинство предметов в его чувственной природе, а также в сверхчувственном воплощении. А это свидетельствует о том, что ранними проторелигиозными отношениями стали противопоставление человека и природы, их неестественные отношения. С этого момента и началось развитие первичных форм религии на основе фетишизма, а также вторичной магии.
Точность и определенность термина фетишизм невозможны, так как ученые рассматривают его с различных аспектов и сторон. К фетишизму относят культ феноменов природы, растений и животных, а также в более широком смысле – все объекты, которые стали культовыми в первобытные времена. Но безусловным остается тот факт, что фетишизм является вторичным после анимизма, так как также является своеобразным ответвлением учения о духах, которые имеют воплощение в предметах вещественных и материальных. К фетишу могут относиться предметы быта, различные природные явления, части тел животных или даже людей, например, кости, и так далее.
Фетишизм быстро вылился в магию, так как человек первобытных племен верил в сверхъестественные свойства фетишей. Камни или четки, перья или целые куски деревьев имели свой дух и способности, которые могли передаться человеку или воздействовать на его судьбу. Таким образом, стали появляться различного рода магические ритуалы и ритуальные действия, целью которых было влияние на окружающую природу, а также судьбу человека. Преданные магическим воздействиям амулеты и иные фетиши были способны приносить человеку удачу, защищать его дом и семью от негативных воздействий со стороны стихии или животных. Магические ритуалы стали развиваться и использоваться также в качестве способа воздействия на животное или природные явления без использования фетиша.
Взаимодействие с животными и развитие проторелигиозных форм стали основой для возникновения тотемизма, который развивался одновременно с первобытным человеком. Тотемизм активно развился в период матриархата. Он предполагает веру человека в общего предка – какое-либо животное. Сам человек, а также все представители его рода, иногда и племени – потомки одного животного-тотема. В редких случаях тотемом считали растение или какой-то предмет, в остальных же – животное. Животное-тотем могло в любой момент превратиться в человека, а сами люди, умирая, превращались в таких же животных. Тотем – это священное животное, которому необходимо поклоняться и которое нельзя убивать. Пережитки тотемизма до сих пор можно встретить в Индии, где коровы считаются священными животными, а также во многих странах Азии, где обожествляют быков, обезьян и других животных.