Магия фетишизма, тотемизма, анимизма, по мнению многих исследователей, является первоисточником для появления всех религиозных форм, которые когда-либо существовали или все еще существуют. Рассмотрим эту точку зрения. Итак, началось все с анимизма, как предполагает большинство ученых. Аниматизм и впоследствии анимизм – это система понимания всего живого вокруг человека. Первобытный человек был уверен, что окружающие его реалии, предметы и природные явления не просто были живыми, а имели душу и некие ее свойства.
Анимизм стал наделять большую часть природных объектов и предметов сверхъестественными свойствами, которые так или иначе могли воздействовать на человека. Первобытные племена верили в духов леса, ветра, солнца, гор, даже в духов различных местностей. Духи могли становиться помощниками человека, а также в некоторых смыслах вредить его действиям и жизненному укладу. Как правило, духи имели четкое различие и свой набор ограниченных функций. Анимизм не был первичной формой религии, но был такой формой представлений о священном или сверхъестественном, которая стала толчком для возникновения первичных форм религии.
Анимизм медленно, но уверено привел человека к тотемизму – уже своеобразной формой проторелигии. Впрочем, современные исследователи спорят, можно ли тотемизм называть религией, хотя все основания для этого есть. Тотемизм – это вера в общего для рода и людей в нем предка-животного. Все животные этого рода объявлялись священными и им поклонялись, приносили подношения. Животных данного рода нельзя было убивать, хотя в дальнейшем развитии многие первобытные племена убивали священных животных. В таком случае в пищу запрещалось употреблять их сердце и печень, а после убийства у животного перед тотемом просили прощения или же пытались обвинить в происшедшем кого-то другого. Тотемизм существует и ныне, наиболее ярким примером этому является современная Индия, где процветает культ коров – священных животных, которых нельзя убивать, а в некоторых случаях – даже прикасаться к ним.
Тотемизм проявлялся также в поклонении животному-предку, образ которого люди создавали, в основном, из дерева или камня. Африканские племена до сих пор имеют подобные деревянные тотемы, на которых изображены сразу несколько животных – покровителей племени. Это и становится основой для возникновения фетишизма, ведь фетиш – это также вещь, которой поклоняются и которую наделяют сверхъестественными свойствами, силами. У некоторых африканских племен словом фетиш и назывался предмет поклонения. Путем ритуальных и магических действий служители культа наделяли простые тотемы или иные предметы теми силами и сверхъестественным духом, который содержался в природных явлениях или тех животных, по образу которых был создан сам тотем. Такая сила содержалась практически во всех предметах природы, но ее можно заставить перейти в искусственные предметы. Это были всевозможные амулеты и фетиши иного характера, которые носили на теле, вешали над входом в дом, на деревьях и по всей территории проживания племени.
Современные пережитки фетишизма – остатки в религиях тех самых фетишей, которые наделяют сверхъестественными силами и духом. Это относится к амулетам и защитным предметам обихода, ладанкам и крестикам, а также ко многим другим предметам. Таким образом, нельзя отрицать зависимость и первопроисхождение религии от первичной религиозной формы – фетишизма.