Все чаще современных людей интересует магия анимизма, тотемизма, фетишизма, догматизма, синтоизма. Это неудивительно, так как у нас существует генетическая память, а эти верования и религии являются частью нашей общей истории, из которой, собственно, и возникли современные религии.
Принято считать, что все началось именно с анимизма. Анимизм – это первобытная система верований, в основе которой лежит вера в духов – представителей мистического и сверхъестественного мира с их силами. Существует огромное множество различных форм анимистических верований. Они включают в себя различных духов местности, природы и ее явлений, умерших предков и так далее. Каждый из духов, как правило, имел свои функции в строгом ограничении и конкретно отличался от иных духов. А у индейцев, к примеру, было сравнительно небольшое количество духов, так как они считали, что множество предметов и природных объектов могут стать тем или иным духом.
Анимизм не всегда являлся первоисточником иных религий, но это случалось довольно часто. Рассмотрим, к примеру, культу умерших предков. Культ ни в одной стране или местности так и не стал ядром для формирования отдельной религии, однако свое влияние оказал на каждую из них, на его основе формировались множество учений. У первобытных народов культ предков существовал, но в различных формах, иногда не в качестве культа, а лишь почитания или просто страха перед умершими родственниками. В большинстве случаев к умершим относились так: они доброжелательны и смотрят на нас с того мира, интересуясь делами живущих на земле. В Полинезии и местами в других краях верили, что человек произошел от бога, то есть, предки являются прямыми потомками богов. Отсюда следовало их почитание, а вместе с тем почитание семейных ценностей.
Анимизм часто трансформировался в аниматизм – наделение душами всего окружающего. А фетишизм – религиозная деятельность, возникшая на основе анимизма, и сформировавшаяся на протяжении длительного времени в основном в африканских племенах. Аборигены Западной Африки почитали некоторые предметы, которые португальцами были названы общим словом «фетиш». Это могли быть как природные явления – небо, солнце, гром – так и предметы природы и даже быта – камни, кости, части тел и прочее. В каждом из этих предметов обитал дух, а вместе с ним и некая сила, которая могла помогать человеку. При помощи соответствующих ритуалов данная мистическая силы из природных объектов могла переселяться в искусственные предметы, такие, как амулеты, кости или лапки животных и прочее.
Для защиты и приобретения их сил данные предметы надевали на тело, вешали в доме и на деревьях вблизи поселения. Позже предметы стали рукотворными, как то идолы и различные предметы культа. Им стали приносить дары и жертвы, чтобы задобрить их дух и получить желаемое. Фетишизм превратился в целый набор религиозных действий, обрядов и ритуалов. Фигурки людей-предков, а также животных, в том числе и несуществующих, стали основой для поклонения и перевоплощения их в новые формы религии. Таким образом, в первобытном мире был дан мощный толчок для развития новых религиозных форм.