В верованиях одних народов (йору; лодзи, шиллук, эве) души предков обитают на небе, другие (игбо, ибибио, ньяруанда) полагают, что они живут под землёй. Умершие могут принимать новые обличья, воплощаться в растениях, животных или «переселяться» в живущих членов своих семей и родов.
Души умерших почитали, прогневить души умерших означало извлечь на себя беду. Такое отношение к мёртвым породило многообразнее по формам, но имеющие единую основу — уважение и страх — обряды погребения. Бушмены (Южная Африка) верили в то, что после похорон покойника появляется его двойни: гауа (дословно — «существо, которое умерло»), ни внешностью, ни образом жизни (ест, охотится и т. д.) неотличимый от умершего. Однако, устав от земной жизни, гауа «ложится отдыхать в могилу». Чтобы задобрить душу усопшего, рядом с погребением оставляли его лук и колчан со стрелами, после чего сородичи надолго покидали это место.
Родственные бушменам готтентоты (Южная Африка) хоронили сородичей в согнутом положении: голову покойника просовывали между ног и укутывали кожаным плащом. Плащ набрасывали на человека перед самой его кончиной, чтобы «поймать» последний вздох умирающего, считавшийся вредоносным. Могилу заваливали камнями и к ней не возвращались.
Часть гереро, коренных жителей Юго-Западной Африки, верили, что злые силы души скрыты в некоем черве, живущем в позвоночнике покойного, поэтому перед погребением умершему ломали позвоночник.
Некоторые формы похоронных обрядов дошли и до наших дней. Еще сравнительно недавно у народа туги (Кения) умерших не хоронили в земле и не сжигали, как это принято во многих африканских странах, а уносили далеко в саванну. Покойника укладывали набок, лицом к «священным горам народа туген». Если через семь дней труп всё ещё оставался нетронутым, это означало, что дух умершего не покинул землю и будет «причинять зло живым». Если же дикие звери съедали его, значит, он «был хорошим», и ему устраивали поминки.
По мере развития африканских обществ изменялись и формы их религиозной жизни, обрядность, в том числе и похоронные ритуалы.
С конца 1985 по май 1987 г. в Кении, где довольно сильно влияние западных жизненных установок, шла судебная тяжба. Умер известный адвокат, луо по национальности. Вдова хотела похоронить его в пригороде Найроби (столицы Кении), на принадлежавшей ему земле. Родственники же требовали, чтобы покойный был погребён на родине предков с соблюдением всех религиозных ритуалов. Всё это время тело умершего лежало в морге. На процессе столкнувшись современные правовые нормы и так называемое традиционное право, которое во многих странах Африки приравнивается к официальному. В тайном случае победило прошлое, и адвокат был похоронен в соответствии с обычаями своего племени.