Верования, поклонения предмету, богам погодных условий, растениям или чаще всего животному называется тотемизм. Происходит от «ототем» и перенято у древних, первобытных народов Северной Америки. Несомненно, связан с земледелием, охотой и обычной деятельностью человека того времени. Уже тогда каждый народ имел свой тотем, конечно, привязан к религии, легендам и формой общества. Чаще, тотемизм был вымыслом, с вложенным в него мистическими силами.
Уже значительно позже стали немного иначе смотреть на идолов, уже приравнивая предка своей семьи к животному, считалось, что это животное будет покровителем данной семьи или общины. Его использовали как герб, флаг, символ рода или общины. У многих стали появляться личные (семейные, клановые, племенные) тотемы. И животное, например быка, не использовали в пищу или для производства одежды. Всячески оберегали своих «покровителей» от других людей, животных. Или же наоборот, надевая шкуры, черепа и кости на себя, изготавливая оружие, украшая свои дома и место стоянок – они показывали, что они принадлежат к определенной вере, боевому клану или вероисповедания.
Тотемы значительно помогали объединять кланы и поселения, общий тотем был не что вроде бога. А как сказал ототем, так должны делать и все. Потому накладывались пищевые запреты, нормы поведения и способа жизни – что встречается во многих народах. Но больше всего у народов Северной Америки, Африки и аборигенов Австралии. Но и Китай, Рим и Япония имели свои символы, с эпохами меняющимися.
Символы и знаки находили в пещерах и поселениях первобытных людей.
Так у древних китайцев определенного рода гербом была ласточка, а в Японии – почитание змей, птиц, черепах, обезьян и других животных. А вот отголосок легенды о волчице подарил Риму его героев.
Пережитки тотемизма с годами ушли в прошлое, но часть их так и осталось: у православных это вкушение тела господа Бога – причащение, а вот у мусульман разделение животных на чистых и не чистых. В глубинках Севера до сих пор можно встретить малочисленные поселения людей с верованиями в тотемы. Наиболее знакомым нам проявлением тотемизма являются наши предки, жившие в Древней Руси до принятия христианства. Они исповедовали язычество – поклонение богам, природным явлениям, животным и душам умерших.
Остерегались и молились также разной нечисти живущей в болотах, озерах и лесах – для того чтобы не забирало скот и людей. Они подносили пожертвования, приносили жертвоприношения, выполняли обряды все для того чтобы задобрить или ублажить своего бога, духа. Переодевание в шкуры и легенды об оборотнях как раз и есть самый настоящий пережиток тотемизма. Там и берет свое начало и магия – шабаши, обряды, те же подношения тотемам и разговоры с богами избранных.
У первобытных украинцев и русских великим царем и батюшкой был Дунай, Днепр, Днестр и многие крупные не усмиренные реки, дававшие как пищу, воду, но и затопляющие поселения, выходя из берегов – наказывая за плохие поступки или грехи.
В Древнем Египте тоже немало символов этому: древние Боги морей, полей, войны, науки и любви, ужасные сирены, губившие согласно легендам, множество кораблей.
Вера в веру предков, рождали новые легенды и идолов. Так, например дух предка после смерти (загробная жизнь, жизнь после смерти) всегда защитит и будет оберегать от злых духов и чар. А, вот же вампиры, упыри и берегини будут хотеть навредить. Пословица «Чур меня» — самый яркий пример пережитка тотемизма. Ведь именно предки, род (на древних языках, Чур, вернее Щур) должен защитить от нечисти и горя. Из этого выходит, что человек просит «Чур приди и защити меня». Та же «Костяная нога – баба Яга» и есть представителем тотемизма – только негативного характера. Огонь, воды, солнце, дождь, Луна, земля, гром и молния, ветер – все это у разных народов носило разные имена тотемов, но суть имела одну: каждый из этих богов может наказать или помогать в земледелии, рыбалке, товарообороте, путешествиях и даже в рождении детей.
Порой даже не задумываемся о том, что перешло нам от предков, испокон веков передающихся из уст в уста, считая, что все тотемы, идолы остались в прошлом.