Обожествление правителей
Религиозная жизнь доколониальной Африки в значительной мере определялась устойчивостью родовых и общинных отношений. Однако мир прошлого Африки не был застывшим. Перестраивался социальный уклад, возникали племенные и раннегосударственные образования. Происходили изменения и в религиозной жизни: в иерархии многочисленных духов семей, родов, общин на передний план выходили более существенные божества. Теперь им поклонялись племена и народы, они приобретали общегосударственное значение.
С переменами в обществе возникло такое явление, как обожествление (сакрализация) вождей и правителей, ритуалах, т. е. провозглашение их высшими религиозными авторитетами, опирающимися на сверхъестественную, магическую силу, на поддержку духов предков и богов. Так же как и в других регионах мира, в Африке обожествлённые вожди и правители сосредоточивали в своих руках огромную власть — светскую и религиозную, были вождями-чародеями и прорицателями, «царями-жрецами», «царями-первосвященниками». Обожествление вождей и правителей получило наибольшее распространение у тех народов, которые в доколониальную эпоху создали племенные и государственные образования (государства народа йоруба, Бенин, Дагомея, Конфедерация Ашанти — на западе континента; Луба, Лунда, Лоанго — в центральной его части; Буганда, Уньо-ро, племенные образования масаев и нанди — на востоке и др.).
Яркий пример обожествления правителей — история государств йоруба, возникших в X—XII вв., а возможно, и ранее. Согласно одной из легенд йоруба, их прародиной и даже «колыбелью человечества» был город Ифе, существующий и поныне. Он построен там, где верховный бог йоруба Олорун (Хозяин неба) спустил по цепи с неба на водную гладь мифического предка йоруба Одудуа, который нёс в руках петуха, горсть земли и пальмовый орех. Одудуа бросил землю на воду, петух взрыхлил образовавшийся участок суши. На этом месте из проросшего ореха выросла красивая пальма с шестнадцатью ветвями, которые символизировали правителей будущих городов-государств йоруба. Первым из первых был Ифе, основанный Одудуа; с него ведётся отсчёт священных династий оба — правителей государств йоруба. Власть в каждой династии передавалась по мужской линии, но была выборной. Когда умирал правитель, его родственники и сановники выбирали преемника, который после сложных и продолжительн церемоний, длившихся более тра месяцев и включавших многократные жертвоприношения, становился «царём-жрецом». Считалось, что с этого времени он приобретал маги ческую силу.
Правитель жил в особом дворце его личность была окружена священным ореолом. Смерть правителя воспринималась как гибель бога. Во время его похорон приносились многочисленные человеческие жертвы. Такой обычай существовал в Конфедерате Ашанти, Бенине, Дагомее, Буганде, ряде других африканских государств.
Традиция обожествления вождей и правителей, провозглашения их священными посредниками между предками, богами и подчинёнными им народами оказалась очень устойчивой. Династии некоторых городов-государств йоруба насчитывают десятки имён (в династическом списке самого могущественного в прошлом государства Ойо — до 70 имён).
Но у этой традиции имелась и другая сторона. Обладая абсолютной властью, вожди и правители в то же время должны были подчиняться многочисленным ограничениям т запретам, обязательным в соответствии с традициями для «царя-жреца. Так, правителям йоруба разрешалось появляться на улицах своих городов в дневное время только трижды в год во время главных религиозных празднеств. Обожествлённые правители, от поведения и решений которых зависело общее положение народа, почитались как гаранты благополучия подданных. Находясь у власти, они должны были постоянно демонстрировать свою дееспособность. Правителям народа шиллук (Судан) приходилось в буквальном смысле бороться за жизнь: согласно обычаю, любой из рода правителя имел право убить его, если обнаруживал в нём признаки физической слабости. Схватки проходили один на один, так как правитель не имел права прибегать к помощи охраны и слуг. Если же немощность правителя становилась очевидной, его умерщвляли.
Ритуальные убийства правителей и вождей были распространены и в ряде других стран доколониальной Африки. Этот обычай, такой же жестокий, как и ритуальные человеческие жертвоприношения, был, очевидно, одной из форм самоутверждения африканских обществ в окружавшем их мире: для того чтобы выжить, нужна сильная власть. Правда, убийство правителя открывало путь к трону его родственникам и приближённььм, и нередко после смерти правителя между ними начиналась жесточайшая борьба.
После политического освобождения Африки руководители ряда новых независимых государств (Чад, Того, Малави, Заир и др.) активно и небезуспешно использовали традицию обожествления вождей и правителей с целью укрепления режима своей личной власти. Несогласных и сомневающихся ожидали кары не менее страшные, чем в прошлом.